Глава шестнадцатая
КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ
§ 1. Начало просвещения в Сибири
Сохранившиеся жалобы и челобитные, написанные людьми из "подлого" сословия, говорят о том, что в прошлые века среди сибиряков был достаточный процент грамотных людей. В целом же грамотных людей в Сибири было примерно столько же как и среди их современников, проживающих в Центральной России.
Одним из показателей грамотности является книжная торговля. Обычно с открытием в городе или остроге церкви туда посылались священники, которые везли с собой церковную литературу. Еще в 1640 г. на Тобольской таможне был зарегистрирован ввоз в Сибирь следующих книг: миней, псалтырей, учебников, служебников и часовников. Продавались на ярмарках жития святых, библии, святцы, грамматики, азбуки. То были духовно-назидательные книги.
Детей в основном обучали или дома грамотные члены семьи, или занимались тем мастера, которым детей отдавали в работу, а состоятельные люди могли нанимать и учителей, главным образом из ссыльных. Могли обучать грамоте и гражданские служащие: писцы, подьячие и др. Некоторых юношей и подростков отправляли на учебу в другие города в школы и семинарии. Многие солдаты, отслужив в армии, возвращались обученные читать и писать.
В 1686 г. в Москве открывается первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская духовная академия, а позже и "математико-навигационная" школа, положившая начало светскому профессиональному образованию. Затем были открыты артиллерийские, инженерные, медицинские и горные школы, что дало существенный подъем в просвещении России.
В 1697-98 гг. в Тобольск митрополиту Игнатию посылается указ об открытии школы при архиерейском доме. Однако, когда в 1702 г. в Тобольск прибыл следующий митрополит Филофей (Лещинский), то он сообщил в Москву, что до него никакого строения не велось, и лишь теперь школа строится, собираются ученики для обучения, и просит выслать для будущей школы учебники. В 1703 г. из Киева по приглашению митрополита приезжают пять ученых монахов в качестве школьных учителей, .которые привезли с собой 206 книг для обучения: часословы, русские грамматики, псалтыри, акафисты, служебники и прочие. Они вели обучение в тобольской школе три года, а затем вернулись обратно в Киев.
11 апреля 1702 г. Петр I направляет в Сибирский приказ именной указ учить молодых подьячих "цифирной науке, у ково и где хто похочет для того, что ся наука им к выкладке и смете удобнее, скорее щотов будет".
Далее в указе приписывалось, чтоб подьячие учились по два часа в день после службы "без лености", а неученых "цифири" обратно на службу не брать.
Примерно в то же время от тобольских воевод Черкасских в Москву поступает сообщение, что в Тобольске на воеводском дворе открыта школа, в которой обучали детей дворян и бояр, а также других сословий.. Преподавание в ней вели "расстриги", (бывшие священники, лишенные духовного сана), братья Дровнины, Григорий и Василий, присланные из Томска. На 1702 г. в школе было 96 учеников.
В 1702-1705 гг. в Тобольске действовала школа, которую открыл пленный швед Антон Деловал для детей военнопленных, проживающих в Сибири.
Архиерейская школа.
На 1727 г. в Тобольской архиерейской школе училось 57 учеников (и 14 - в Знаменском монастыре). В 1748 г. школа преобразуется в семинарию и становится одной из 26 действующих семинарий в России. Обучение в ней длилось восемь лет (подобных семинарий в России было в то время всего 8).
В зависимости от успехов и способностей семинаристы могли обучаться и 10, и 20 лет. Число учеников в семинарии в 1765 г. было 200 человек, а в 1791 г. - 285 человек.
В первые классы могли набрать до ста человек, а к старшим классам их оставалось не более десяти человек. Это объясняется тем, что из числа семинаристов наиболее подготовленных направляли на службу в государственные учреждения. Отправляли их и в церковные приходы, где постоянно не хватало священников из-за обширности сибирской епархии.
Митрополит Павел (Конюскевич) распорядился открыть по всей Сибири начальные латинские классы при монастырях и церквях. В 1759 г. такие школы открылись в Красноярске, Барнауле, Троицке и Верхотурье. В 1760-61 гг. - в Далматовском и Рафайловском монастырях, в Тюмени, Екатеринбурге, Таре, Томске, Самарове, позднее в Туринске. Всего в Западной Сибири открыли 15 латинских школ. Но далеко не для всех вновь открытых школ смогли найти учителей, а потому вскоре латинские школы были заменены славяно-русскими.
Церковные школы содержались за счет доходов местного духовенства, а потому зачастую крайне бедствовали. В 1764 г. после проведения Екатериной II секуляризации церковных земель все церковные школы были переведены на казенное содержание. При этом специальным указом требовалось отсылать на государственную службу грамотных семинаристов в возрасте от 10 до 30 лет.
Например, в 1792 г. Тобольская казенная палата потребовала прислать на службу в государственные винокуренные заводы 8 человек семинаристов не моложе 15 лет, что и было выполнено ректором семинарии.
В 1786 г. в Петербург направляют во вновь открытую учительскую семинарию учеников класса богословия Н. Максимова и И. Андреева. В 1788-1799 гг. в Тобольске и Иркутске открываются Главные народные училища, куда набирают учиться местных семинаристов, чтоб в дальнейшем они могли стать учителями семинарий. Направляются семинаристы учителями и в другие сибирские училища, восполняя нехватку грамотных специалистов в системе народного образования.
Таким образом, Тобольская духовная семинария, призванная готовить священников, на протяжении всего XVIII в. играла значительную роль в культурной жизни Сибири, поставляя образованных людей на государственную службу, в училища, занимаясь просвещением в самых глухих уголках малозаселенной Сибири. Кроме того, при Тобольской духовной семинарии были собраны значительные для того времени библиотеки, где хранились не только книги на русском и иностранных языках, но и уникальные рукописи. Из числа выпускников семинарии направлялись православные миссионеры на крайний Север, в Китай и Маньчжурию.
Цифирная школа
В 1716 г. в Сибирскую губернию были направлены два ученика Московской навигационной школы Н. Пилецкий и Я. Ладойников, которым было поручено открыть в Тобольске и других сибирских городах цифирную школу. Год ее открытия точно не известен, но в 1722 г. в Сенат сообщается, что в Тобольской школе обучается 224 ученика (по числу учеников она претендовала на второе место в России).
Гарнизонная школа.
По указу 1732 г. эта школа была переведена в разряд гарнизонных школ. Дети служилых людей из Тары, Туринска, Тюмени, Верхотурья, Пелыма, Сургута, Березова, Кетска и других городов обучались в Тобольской гарнизонной школе. Сюда же направляли детей солдат и казаков с сибирских пограничных линий. Но это вызвало недовольство среди казаков, и во многих крепостях были открыты свои гарнизонные школы. В 1765 г. такие школы открываются в Омской, Ямышевской, Бийской и Петропавловской крепостях. В Омской школе училось около 150 человек, а в остальных - около 100. В этих школах наряду с чтением и письмом велись предметы "по воинскому артикулу". Неспособных учеников переводили в полки для обучения слесарной, столярной и сапожной специальностям.
В Тобольской гарнизонной школе должно было обучаться 500 человек, однако не было подходящего здания, чтобы оно вместило всех учеников одновременно, и потому часть учеников обучалась дома.
В 1772 г. в гарнизонной школе числилось 173 ученика, а в 1797 г. - 200 человек. В 1789 г. в Тобольске планируется строительство нового здания под гарнизонную школу, поскольку старое сгорело во время "Большого пожара" (1788 г.), но было ли оно построено не известно. Во всяком случае в конце XVIII в. гарнизонная школа все еще размещалась в деревянном флигеле Главного народного училища. Губернатор Д. Р. Кошелев в 1799 г. доносит, что в гарнизонной школе учится 601 человек, но лишь 487 человек занимаются непосредственно в самой школе, а 116 - в домах родителей. Часть учеников после окончания гарнизонной школы продолжала образование в Главном народном училище. В 1791 г. в разных классах Тобольского училища обучалось 68 человек из бывших учеников гарнизонной школы.
Школы переводчиков.
Еще в 1696 г. тобольскому воеводе А. Ф. Нарышкину царской грамотой указывалось отобрать несколько человек из молодых казаков, "которые б писать умели, и выучить их у иноземцев калмыцкой грамоте, чтоб они и калмыцкому языку выучены были".
Такое распоряжение было вызвано случаем, когда в Тобольске не нашлось человека, кто мог бы прочесть грамоту от калмыцкого хана, хотя в Тобольске "состояли на жаловании" 8 толмачей (вогульский, калмыцкий, 2 остяцких, 4 татарских) и два "переводчика писем" с монгольского и калмыцкого. Но они постоянно находились в разъездах и нехватка в переводчиках порой была остро ощутима. Лишь в 60-е гг. XVIII в. в Тобольске по инициативе губернатора Ф. И. Соймонова была открыта школа татарского языка. Правда, в ней обучалось всего три ученика, зачисленные в штат Сибирской губернской канцелярии. Кроме того, при Тобольской духовной семинарии в 1779 г. открылся специальный класс, где велось обучение татарскому языку. В 1789 г. в Омске открыли так называемое "Азиатское училище", где также готовили переводчиков татарского, калмыцкого и маньчжурского языка.
Школы геодезистов
Для изучения Сибири требовались специалисты по геодезии и картографии. Губернатор Ф. И. Соймонов открыл в Тобольске школу геодезистов. Она готовила геодезистов для межевания земель, а некоторые из учеников были посланы и на морскую службу на Тихий океан.
В 1758 г. в Томске по приказу все того же Ф. И. Соймонова открылась школу геодезистов, куда набирают как дворянских детей, так и выходцев из казачьего сословия. Но родители отдавали туда своих детей неохотно, предпочитая учебе службу в войсках.
Обучали в Западной Сибири в специальных школах и горному делу. При госпиталях готовили помощников лекарей. В государственных аптеках обучали основам приготовления лекарств, которые готовились в то время преимущественно из целебных трав и растений. В Барнауле существовала Медицинская школа, где обучали на помощников лекарей.
§ 2. Открытие народных училищ
В 1782 г. специальным указом Екатерина II создает "Комиссию по учреждении народных училищ". Впервые решается вопрос об открытии общеобразовательных школ для всех сословий, которые готовили бы образованных людей для государственной службы.
В 1783 г. в Петербурге открыли четырехклассное народное училище, а в 1786 г. - учительскую семинарию при нем.
Комиссией был разработан и опубликован устав двухступенчатой народной школы. По этому уставу в губернских центрах должны были открываться четырехклассные народные училища, а в уездных городах - двухклассные училища.
В России с 1786 по 1790 гг. открылись народные училища в 41 губернии, в том числе в Тобольской, Колыванской и Иркутской.
Руководство народными училищами возлагалось на приказ общественного призрения, а их финансовое обеспечение и содержание - на местные городские общества.
Открытие народного училища в Тобольске
3 февраля 1789 г. в Тобольске в городской думе состоялось торжественное собрание именитых горожан. На нем был зачитан именной указ императрицы об открытии в городе Тобольске Главного народного училища. На его содержание с горожан собрали 3118 руб. В училище были направлены необходимые книги для обучения, а также прибыли учителя. Все прибывшие в Тобольск учителя были "из духовного звания", то есть закончили духовную семинарию, а затем прошли обучение в учительской семинарии в Петербурге.
Долгое время не могли найти здание, которое можно было бы приспособить под училище. Затем решено было занять дом петербургского купца Льва Мануйлова, который был взят в городскую казну за долги. В доме было 9 комнат и находился он на ул. Пиляцкой. За счет казны здание наскоро отремонтировали, и 11 марта 1789 г. состоялось торжественное открытие первого сибирского народного училища. Освящение вновь открытого здания провел сам епископ Сибирский и Тобольский Варлаам (Петров). Присутствовали все именитые граждане города.
В училище поступило 88 учеников: 49 - в I-й, 31 - во II-й и 8 - в III-й классы. Наибольшее число поступивших были детьми чиновников, а затем дети солдат, мещан, купцов, священников и т. д. Уже к концу 1789 г. число учеников достигло 165 человек, и был открыт четвертый класс для выдержавших испытания по остальным классам.
С 1793 г. в училище было введено преподавание татарского языка. Первоначально планировалось обучение киргизскому языку, но не смогли найти учителя. Татарский язык преподавал священник Софийско-Успенского собора Иосиф Гиганов, который вел обучение татарскому языку и в Тобольской семинарии. В 1802 г. в С.-Петербурге при Академии наук напечатали "Букварь татарского и арабского письма с приложением слов со знаками, показывающими их выговор, сочиненный в Тобольском главном народном училище бухарцем Ният-Бакой Антометевым под руководством учителя татарского языка соборного священника Иосифа Гиганова". В 1795 г. в народном училище в классе татарского языка из числа 76 учеников татарскому языку обучалось 45 человек. Обучение церковному пению вел сосланный в Сибирь на поселение Федор Михайлович Королев.
Каждый год проводилась аттестация учащихся. Их оценивали по 15 бальной системе. Вот какие оценки мог получить ученик народного училища:
1. превосходно успевали, 2. похвально, 3. весьма хорошо, 4. отлично, 5. хорошо, 6. изрядно, 7. порядочно, 8. посредственно, 9. средственно, 10. неоченно, 11. худо, 12. отчасти, 13. отчасти годится, 14. малые показали успехи, 15. худо успевали.
Все неимущие ученики получали бесплатно от Приказа общественного призрения учебники, бумагу и перья для письма, а особо бедным ученикам выделялись деньги на пропитание.
Для кабинета физики губернатор А. В. Алябьев заказал ссыльному Козьме Передовщикову изготовить "электрическую машину".
Со временем стали возникать трудности с учителями, которых приглашали из семинарии для преподавания в училище. Но их не хватало для заполнения штата. В некоторых классах иногда по году не велось преподавание из-за отсутствия учителя. К тому же малый учительский оклад побуждал учителей под любыми предлогами искать более доходные должности для себя. Впрочем, такое положение было в то время во всей Российской империи. В 1800 г. императором Павлом был издан специальный указ, которым "запрещалось без Высочайшей воли обращать семинаристов в другое звание". Исключение составляли лишь страдающие неизлечимыми болезнями и "припадками".
В то же время учителя обеспечивались казенным жильем при училище, им бесплатно поставлялись дрова, а также "по две сальных свечи в день".
В 1797 г. училище переходит в новое каменное здание по Богоявленской улице. Ремонт каменного корпуса вели шесть лет, сделали к нему пристрой, переоборудовали помещения под классные комнаты. Фасад училища украшали колонны и большая картина.
Кроме Главного народного училища в Тобольске, в Сибири открывается 9 малых народных училищ: в 1789 г. - в Тюмени, Туринске, Таре, Томске и Нарыме, в 1790 г. - в Енисейске, Красноярске и Кузнецке, в 1793 г. - в Верхнеудинске.
Состав учащихся малых народных училищ
Соц. происхождение | Красноярск | Кузнецк | Тюмень | Нарым | Туринск | Томск | Енисейск | Тара |
Обер-офицеры | 14(7) | 3 | 3 | 3 | 5 | 16 | - | 5 |
Приказные | 4(1) | 2 | 4(2) | 1 | 2 | 7 | - | - |
Купцы | 13(3) | 5 | 3 | 8 | 1 | 8 | 1 | 4 |
Мещане | 17 | 11 | 8 | 4 | 12 | 35 | 13 | 6 |
Солдаты и казаки | 40 | 4 | 10 | 2 | 6(1) | - | 9 | 6 |
Священники | 2 | - | - | - | 3 | 1 | - | - |
Крестьяне | 1 | 4 | - | - | - | - | - | - |
Дети боярские | - | 2 | - | - | - | - | - | - |
Ясачные | - | 1 | - | - | - | - | - | - |
Всего | 91 | 32 | 28 | 18 | 29 | 67 | 23 | 21 |
(В скобках указано число девочек, поступивших в училище)
Наряду с официальным государственным образованием в Западной Сибири большой популярностью среди торгово-ремесленного населения пользовалось и частное обучение у "домашних учителей". Частные школы существовали и до открытия народных училищ во всех уездах Сибири. Обучать детей сибиряков брались отставные чиновники, военнослужащие, священники, а также ссыльные и одинокие женщины из мещан. На частных квартирах собиралось от 3 до 20 учеников. Администрация губернии неоднократно пыталась принять меры к сокращению числа частных школ и домашних учителей, поскольку из-за них снижалось число учеников в народных училищах.
Так, в 1796 г. Тобольское наместническое правление издает указ, в котором запрещает частное обучение в тех городах, где открыты народные училища, угрожая домашним учителям штрафом за каждого обучаемого им ученика. Однако количество учеников в народных училищах продолжало сокращаться. Если в 1795 в Тобольском Главном народном училище обучалось 88 человек, то в 1796 г. - 76 человек, а в 1797 г. - 53 человека.
В связи с этим директор Главного народного училища А. А. Дохтуров писал в донесении А. В. Алябьеву о частном обучении и "домашних учителях", что они всячески вредят официальному обучению "дабы присвоить себе выгоды тем, что они за отдаваемых им учеников получают денежную плату, опорочивают способ наук в Главно-народном училище преподаваемый, и тем самым, обольщая невежество сограждан, обращают их, что они к ним отдают своих детей охотнее, нежели в училище, учрежденное для общего просвещения".
Причина, по которой родители охотнее отдавали детей для учебы в частную школу заключалась в том, что там они могли закончить обучение в течение одного года, овладев основами письма и счета. В народном училище обучение шло гораздо дольше и требования в них были много выше, так что далеко не каждый ученик мог закончить полный курс.
Открытие гимназии в Тобольске
При императоре Александре I были сделаны важные шаги в изменении системы образования в России: 8 сентября 1802 г. издается манифест об учреждении "Министерства народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук". Согласно этому указу было учреждено четыре типа учебных заведений:
1 - училища приходские, 2 - уездные, 3 - губернские или гимназии, 4 - университеты.
Гимназия должна была существовать в каждом губернском городе, а в уездных городах - уездные училища, в селах и других селениях - приходские училища. Все они находились под началом директора гимназии. Училища нескольких соседних губерний объединялись в учебный округ, руководимый попечителем (им мог быть и губернатор). Причем, в каждом учебном округе планировалось открыть университет, а при нем - учительский институт. Так что каждая гимназия находилась под наблюдением университета, расположенного в ее округе.
Вся Россия была поделена на 6 учебных округов: Московский, Виленский, Дерптский, Петербургский, Харьковский и Казанский. В Казанский учебный округ входило 13 губерний, в том числе и Тобольская.
Обучение в гимназиях велось четыре года, и по штату полагалось 8 учителей. В гимназическом уставе были определены обязанности учителей. Так, им запрещалось без уважительных причин пропускать занятия, каждый месяц подавать директору отчет об успехах учеников, не требовать от учеников никакой платы, "преодолевать в учениках худые склонности", запрещалось использовать для наказания ремни, палки, плети, линейки, розги, пощечины, толчки кулаком, а также драть за уши, ставить на колени; не употреблять такие эпитеты, как "осел", "скотина", "ослиные уши" и т.п. Но они не должны были оставлять без замечания ни одного проступка.
Учителям разрешалось содержать у себя пансионеров и брать с родителей деньги за их питание, но не привлекать их к домашней работе.
Учителям полагалось носить мундир как и всем лицам, находящимся на государственной службе.
Дело с открытием в Тобольске гимназии затянулось надолго из-за нехватки учителей, новых учебников, ремонта здания и ... малого количества способных учеников. Лишь 12 марта 1810 г. последовал указ из Министерства народного просвещения об открытии в Тобольске гимназии.
Позднее в Тобольске были открыты три приходских училища: Богородинкое, Благовещенское и Ильинское (по названию церковных приходов, где они помещались). Открылись уездные училища в Ишиме, Тюмени, Кургане, Ялуторовске, Березове.
Таким образом, Тобольск явился центром просвещения: в нем практически одновременно открылись школы на архиерейском и воеводском дворе. И в дальнейшем как духовное и светское образование развивались параллельно дополняя друг друга. Кроме этого возник ряд учебных заведений (гарнизонная, геодезическая школы), в которых готовились непосредственно специалисты по той или иной отрасли, в чем Сибирь испытывала постоянную потребность. Выпускники семинарии становились не только священниками, но многие из них шли на государственную службу. Если в начале XVIII в. образование в Сибири развивалось за счет местных средств, то к началу XIX в. с открытием классической гимназии государство финансирует содержание большинства учебных заведений.
§ 3. Просвещение среди татарского населения
Вместе с принятием ислама среди татарского населения в нашем крае начала распространяться и письменность, которая велась первоначально на арабском языке. Обучали чтению священного Корана мусульманские духовные деятели - муллы. Уже в XVII в. при мечетях открываются начальные мусульманские школы - мектэбы. К 1860 г. в Тобольской губернии насчитывалось 149 мечетей. (В среднем одна мечеть приходилась на 375 прихожан). В мектэбах учили наизусть Коран, а также арабскую и татарскую грамоту. Обучение было раздельным: мальчиков обучал сам мулла, а девочек жена муллы.
В дальнейшем наиболее одаренных учащихся направляли в медресе, где обучение длилось 10 лет. Закончивший его мог стать муллой или учителем при начальных классах. В медресе изучали арабский язык, мусульманское богословие, логику, мусульманское законоведение (шариат), астрономию, медицину, а также другие общеобразовательные дисциплины. Наибольшей популярностью пользовались медресе, находившиеся неподалеку от Тюмени в юртах Ембаевских, поскольку там преподавали учителя, окончившие Казанский и Стамбульский университеты. Там же находилась очень богатая библиотека рукописных и печатных книг.
Но кроме мусульманских учебных заведений, дети сибирских татар обучались и в светских училищах, гимназиях, где образование велось на русском языке.
О тяге к просвещению среди сибирских татар, об их бережном отношении к национальным традициям имеются свидетельства многих историков и путешественников прошлого времени. Так, сибирский бухарец А. Маметов, живший в Тобольске в конце XVIII в., встречался с ссыльным А. Н. Радищевым и по его предложению занимался изучением торговых и культурных связей между Бухарой и Россией. Он же был сотрудником издаваемого в Тобольске журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену", а также являлся членом общества "Любителей науки".
В 1801 г. И. Гигановым была издана "Грамматика татарского языка", а через год Н. Антометов выпускает "Букварь арабского и татарского письма". В 1804 г. выходит "Словарь российско-татарский" И. Гиганова. Все это говорит о том, что среди сибирских татар был довольно высокий процент грамотных людей, получивших образование как в национальных, так и русских учебных заведениях. При этом местные власти не только не препятствовали их обучению, но всячески приветствовали. При соответствующем образовании татары, наряду с русскими и людьми других национальностей, принимались на гражданскую службу, становились чиновниками, переводчиками, военными.
Таким образом, в Сибири практически одновременно, а возможно, и значительно раньше возникло народное просвещение не только среди русского населения, но и у сибирских татар, чему главным образом способствовало мусульманское духовенство.
1. Где и когда открыта в Сибири первая государственная школа? Кто ее основатель?
2. В каких сибирских городах существовали школы в ХVIII в.?
3. На какие средства содержались школы в XVIII в.?
4. Какие предметы изучались в школах того времени?
5.Сколько лет продолжалось школьное обучение?
6. Когда в Сибири была открыта семинария? Кого в ней готовили? Сколько лет шло обучение?
7. В связи с чем и когда в Тобольске открылось Главное народное училище?
8. Назовите, из каких сословий обучались дети в народном училище?
9. Когда в Тобольске открылась гимназия? В чем отличие гимназии от народного училища?
§ 4. Книгопечатание и литература в Сибири
Книги в Сибири начали появляться вместе с первыми грамотными переселенцами. Наиболее активно духовную литературу привозило духовенство для службы и чтения. Постепенно довольно значительные библиотеки были собраны при монастырях и сибирских семинариях в Тобольске и Иркутске. С развитием промышленности, появлением крупных заводов возникла необходимость и в технической литературе.
Так, в 1764 г. в Барнауле при правлении Колывано-Воскресенских заводов А. И. Порошин открыл библиотеку, которая стала одной из крупнейших технических библиотек в России.
В 1782 г. в Иркутске открывается первая в Сибири публичная библиотека, насчитывающая сотни томов, позднее перешедшая в ведение Иркутского Главного народного училища.
Возникают частные библиотеки у дворян, купцов и даже у мещан. Академик И. П. Фальк, побывавший в Тобольске, видел у К. Л. Черепанова (брата автора знаменитой летописи) библиотеку из 400 книг самых разных направлений: по математике, механике, истории. У известных купцов Корнильевых была довольно большая библиотека, которую позднее передали наследники Корнильевых частично в гимназию, частично в семинарию.
В 1783 г. Екатерина II издает указ, по которому разрешалось заводить российским гражданам вольные типографии. В Москве и Петербурге открылись частные типографии, начали выпускаться книги самой разнообразной тематики, послужившие просвещению многих тысяч россиян. В Сибири так же начали открываться "вольные типографии", сыгравшие огромную роль в развитии культуры края.
В 1789 г. в Тобольске открылась типография купца первой гильдии Василия Яковлевича Корнильева. Ее открытие произошло под покровительством губернатора А. В. Алябьева и епископа Сибирского и Тобольского Варлаама.
Первая книга, выпущенная в корнильевской типографии - это английская повесть "Училище любви" (перевод с французского). На русский язык ее перевел ссыльный офицер, поэт Панкратий Платонович Сумароков. Книга успешно разошлась, и последовало ее второе издание. Затем в Тобольской типографии издается "Тобольская летопись", "Словарь юридический", "Сельская экономия", книга П. Палласа "Описание растений Российского государства", "Ода на 1793 год" местного поэта И. Трунина и две книги штаб-лекаря И. И. Петерсона "Краткое наставление" о первой медицинской помощи и "Краткое описание" сибирской язвы.
Но самым значительным явлением в издательской деятельности типографии Корнильевых явилось издание ежемесячного печатного журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену". Тобольский журнал был уникален тем, что до него в российской провинции издавался лишь в Ярославле подобный литературный журнал под названием "Уединенный пошехонец".
Материалы для журнала готовили учителя из Главного народного училища, а редактором журнала был П. П. Сумароков. Сам он опубликовал в нем множество стихов и других произведений. Интересно увидеть среди авторов журнала и фамилию губернского прокурора Ивана Ивановича Бахтина, в частности, его переводы Вольтера. Многие стихи были критического содержания, в них высмеивались различные человеческие пороки, издержки крепостного строя. Был среди авторов журнала и ссыльный князей Голицыных солдат Николай Смирнов. Ему принадлежат стихи "Покинутое дитя", "Оскорбленная любовь", "Стихи на смерть".
Но в целом содержание журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену" являлось подражанием столичным поэтам - самобытных, оригинальных произведений почти не встречалось. Авторы не стремились описать местный быт, обычаи или легенды северных народов, не встречалось материалов по истории края. Подражательность журнала определила его недолговечность (он просуществовал чуть более двух лет и в 1791 г. его издание прекратилось).
Затем выпускается "Журнал исторический", в нем помещались различные переводы. Но и он выдержал лишь два издания. Тогда П. П. Сумароков решил самостоятельно выпускать журнал под названием "Ученая, Економическая, Нравоучительная, Историческая и Увеселительная Библиотека в пользу и удовольствие обоего пола и всякого звания читателей". Там он помещал переводные материалы, различные хозяйственные рецепты и пр. Но две его работы - "Об изящных художествах" и "О драматическом стихотворстве" - представляют несомненный интерес как оригинальные произведения, отражающие точку зрения автора на искусство. В 1794 г. после 12 выпусков и это издание закрылось
В 1796 г. Екатерина II запретила частные типографии, и в связи с этим указом закрывается типография Корнильевых. Сумароков вскоре вернулся в Москву, и деятельность литературного кружка поэтов-тоболяков прекратилась.
Несмотря на довольно короткий временной промежуток, пришедшийся на издательскую деятельность по выпуску в Сибири собственных книг и журналов, это несомненный расцвет культуры края, показавший, что и в провинции имеются значительные творческие силы. Но затем в литературной и издательской деятельности наступает период затишья и лишь с середины XIX в. в Тобольске начала регулярно издаваться газета "Тобольские губернские ведомости", а позднее выходят "Тобольские епархиальные ведомости" и "Ежегодник Тобольского губернского музея".
1. Кто первый в нашем крае открыл типографию? Какие книги были в ней напечатаны?
2. Кто является организатором выпуска журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену"?
3. Назовите авторов, которые печатали в журнале свои произведения. Что вы знаете о судьбе авторов?
4. Какие издания выходят в конце XVIII в. в России?
5. Почему именно в конце XVIII в. стало возможным открытие частных типографий?
6. Когда в России была выпущена первая печатная книга.
7. Когда в России начала выходить первая газета. Как она называлась?
8. Какие современные сибирские издательства, типографии вам известны?
§ 5. Театральные зрелища в Сибири
Игры и театральные зрелища русского населения Сибири складывались из многовековых традиций народного искусства, берущих свое начало еще в языческой Руси. Игры и праздничные увеселения, гуляния - все это знал переселившийся в Сибирь человек. Но в Сибири происходило смешение обрядов, праздничных гуляний переселенцев и со временем они приобрели свой самобытный характер и направленность.
Среди народных гуляний и театральных представлений надо различать народные гуляния (масленица, Рождество, скоморошество) и театральные представления, организованные городскими властями, духовенством (музыкальные капеллы, театральные представления и т. п.).
Празднование Рождества. Святки.
Общепринятым было празднование наступление Рождества, называемые "святками". Святочные увеселения продолжались до крещенского сочельника. При этом молодые люди рядились в шкуры, надевали маски, различные шутовские костюмы и ходили от дома к дому, славя Христа, за что им положено было давать подарки, угощения, выносилось вино. "Наславленное" угощение складывали в мешки, а затем несли в дом какой-нибудь семейной пары, где и продолжали праздник с песнями и танцами, сопровождаемые игрой на скрипке или балалайке; водили хороводы и другие игры.
Проводы масленицы.
Наиболее активно русским населением в Сибири праздновались проводы масленицы. На масленую неделю велись игры и гуляния, во время которых происходило катание с ледяных гор, взятие снежной крепости, качели, борьба, кулачные бои, конные состязания, игры в лапту, свайку, чехарду. Все это сопровождалось песнями, музыкой, участием ряженых.
Самым популярным развлечением было катание с ледяных гор, которые заранее заливались на площадях, берегах больших и малых речек. Проводились и конные состязания с вручением приза победителю. К вечеру запрягали в сцепленные друг с другом сани четверку коней (такая повозка именовалась "кораблем") и вместе с музыкантами и ряжеными разъезжали по всему городу с криками и песнями. После окончания гуляний собирались на площади и сжигали чучело зимы, изготовленное из соломы. Европейские путешественники отмечают, что сибиряки охотно "прельщались" скоморохами и сами участвовали в "бесовских играх", рядились в маски, плясали и "в ладони били".
Во время Великого Поста никаких игр не проводилось и считалось предосудительным даже пение дома. Зато в пасхальную неделю после крестного хода всем желающим разрешалось подняться на колокольню и позвонить в колокола. Катали крашеные яйца, играли в бабки, свайку, лапту, городки. На площадях городов и селений устраивались огромные качели, на которых одновременно помещалось по несколько десятков человек. Молодые парни сходились "сшибиться на кулачках".
Театральные представления.
Театральные представления на Софийском дворе давались еще по распоряжению прибывшего с Украины митрополита Филофея (Лещинского). Ученики Тобольской архиерейской школы устраивали представление по сценам из Священного Писания, изображая библейских героев. Это новшество произвело на сибиряков сильнейшее впечатление и многие из них даже осудили первое театральное представление. Летописец сообщал, что вслед за представлением, происходившим на Софийском дворе, случилась сильнейшая буря, и с Троицкой горы упал огромный пласт земли, сорвало купол вместе с крестом на одном из соборов.
В 1734 г. участники Камчатской экспедиции присутствовали в Тобольске на пасхальном представлении, в котором участвовало довольно много актеров, исполняющих мастерски роли Адама, Христа, змия-искусителя, дьявола и остяцкого князька. Вот как описывает в своем дневнике один из зрителей подобного представления.
"... старый Адам, дьявол, выделывающий над ним разные штуки, змей-искуситель с яблоком, Христос с крестом и венцом, ожививший Адама и уведший его на небо, далее представлено поучение десяти заповедей, наконец, крещение, предметом которого был мнимый остяцкий князь, потом были комические выходы, наконец, опять явился дьявол, старый Адам, смерть и Христос, как и в начале маленький мальчик держал речь, затем пели певчие - все это было в стихах и надо было только удивляться, что мальчики выполняли свое дело с ораторским искусством".
Музыкальные представления.
Народные гуляния и театральные выступления не обходились без участия музыкантов, среди которых встречались как любители так и профессиональные исполнители. Это мог быть кто -то из ссыльных или привезенных кем-то из чиновников музыкантов. Первое упоминание об оркестре военных музыкантов относится к периоду правления губернатора М. П. Гагарина На 1713 г. в тобольском эскадроне числилось 3 барабанщика, 6 гобоистов и 14 флейтистов. У губернаторов Д. И. Чичерина и А. В. Алябьева так же были свои домашние оркестры.
Из музыкальных инструментов у сибиряков наибольшей популярностью пользовалась скрипка. Скрипачи встречались среди крестьян, ремесленников, чиновников и ссыльных. Многие из них сами изготовляли скрипки как для себя, так и на продажу. Особенным мастерством в игре на этом инструменте отличались польские ссыльные. Без скрипача не обходился ни один праздник или гуляние. Бродячие музыканты, многие из которых были слепыми, переходили из селения в селение, услаждая слух сибиряков игрой и тем зарабатывая себе на хлеб.
В России во времена Алексея Михайловича большое распространение получили органы. При царском дворе были большие органы, а меньших размеров органчики имели в своих домах состоятельные люди. На музыкальные вечера приглашали специальных исполнителей, умели играть на них и дворянские дети. В Сибири в конце XVIII - начале XIX вв. стали появляться ручные органы, которыми обзаводились купцы, дворяне, и их дома становились центрами музыкальной культуры.
Примерно в то же время в Сибирь стали завозить и фортепиано. Инструмент тотчас завоевал популярность и стал неотъемлемой частью балов и вечеров, проводимых как у губернатора, так и в домах знатных людей. В Иркутске из учителей музыки выделялся виртуозной игрой на скрипке и фортепиано, а также умением записывать музыкальные произведения на ноты ссыльный поляк Савицкий.
Учителя музыки давали уроки музыки игры на фортепьяно способным юношам и девушкам.
Современники писали, что в Тобольске прекрасно владел скрипкой и фортепиано поэт Панкратий Сумароков (редактор журнала "Иртыш, превращающийся в Иппокрену"). Предполагают, что он был первым учителем игры на фортепиано будущего композитора Александра Алябьева.
В Тобольске в конце XVIII столетия жило довольно много музыкантов-профессионалов. Так, после большого пожара 1788 г. в строительных ведомостях значатся дома: "дом музыканта Ивана Волосникова", "дом капельмейстера Ивана Мезенцева" и даже предполагалось строительство специального здания под "музыкантскую школу".
При тобольском архиерейском доме существовала специальная певческая школа, в которую набирали детей священников со всей губернии и готовили певчих для архиерейского хора и регентов для церковных приходов.
§ 6. Театральные представления
Со скоморошеством на Руси боролись, начиная с принятия православия, но ни одно массовое гуляние не обходилось без участия скоморохов. Церковью и правительством принимался ряд указов по запрещению "бесовских игрищ", а "бесовские гудебные сосуды" и "хари" (маски), велено было "изымать, жечь и ломать".
В 1653 г. архиепископ Симеон жаловался в Москву, что в Сибири "умножилось всякого беззакония", в том числе "скоморошества и всяких игр бесовских, и кулачново бою, и на качелях катаютца и иных всяких неподобных дел". Но уже во время царствования Алексея Михайловича, после поражения патриарха Никона, наметилось послабление со стороны правительства по отношению к народным играм и театральным потехам, прекратилось преследование музыкантов, и на ярмарках вновь появились скрипачи, дудари, гудошники, балалаечники. В это время в Сибири большой популярностью пользовался так называемый вертеп - кукольный театр, представляющий собой двухъярусный ящик, завезенный сюда, по всей вероятности, переселенцами с Украины. Вертепные представления устраивались на святки, а также между Рождеством и масленицей. Кукольные представления пользовались у простого народа большой популярностью, были близки им по духу и мировоззрению. В вертепе изображали сцены рождения Христа, поклонение ему волхвов, бегство в Египет, избиение царем Иродом младенцев и т.п. Но все подобные представления испытывали гонения со стороны как светских так и церковных властей.
При Петре I были не только разрешены всяческие шутовские и балаганные потехи, но и сам он принимал участие в шутовских свадьбах, театрализованных выездах, а его "машкерады" получили широкую известность по всей России. По приглашению Петра I в 1702 г. в Россию приезжает актерская группа И. Кунста и О. Фюрста. Специально для театральных постановок в Москве на Красной площади строится здание первого в стране театра. Немецкие актеры должны были не только давать представление, но и обучать театральному мастерству способных молодых людей русской национальности. Среди первых "камедиянтов" был подьячий из Томска Михаил Советов, которому был определен оклад 25 руб. в год. Пьесы, поставленные на сцене первого российского театра, были переводными с испанского, французского, немецкого и итальянского.
Но еще до зарождения светского театра в Москве, на Украине в Киево-Могилевской духовной академии действовал духовный школьный театр. Действующими лицами таких представлений были герои из библейских сюжетов. В начале XVIII в. школьный церковный театр появился и в Москве. Инициатором театральных представлений был прогрессивный деятель той эпохи Симеон Полоцкий. В популярной форме, понятной для простого зрителя, он написал ряд пьес на библейские сюжеты: "Комедия притчи о блудном сыне", "Комедия о Навходоносоре царе". Ставилась и трагикомедия церковного писателя Ф. Прокоповича "Владимир". В этих пьесах рассматривались вопросы нравственности, добра и зла, почитания родителей, любви к отечеству. В целом, они были направлены на воспитание нравственности россиян, пробуждению в них добрых чувств и помыслов.
В 1747 г. родоначальник русской драматургии А. П. Сумароков написал и поставил в театре кадетского корпуса первую свою трагедию "Хорев". Этот год считается годом рождения русской драматургии. Позже А. П. Сумароковым были написаны еще 8 трагедий, 12 комедий, драма и тексты для двух опер.
В 1750 г. Ф. Г. Волков открыл в Ярославле первый в России провинциальный светский театр, что дало толчок к распространению театрального искусства по всей России.
В 1756 г. 30 августа в С.-Петербурге царским Указом утверждается русский национальный театр, директором которого назначается А. П. Сумароков, а режиссером приглашается из Ярославля Ф. Г. Волков. С этой даты ведет отсчет русский национальный театр. Аналогичный театр возник в Москве на базе университетской любительской труппы.
В первых российских национальных театрах ставились главным образом трагедии и комедии А. П. Сумарокова и других авторов классического направления. Однако позднее появляются и новые жанры: комические оперы и бытовые комедии, относящиеся к сентиментальному реализму того времени. Одновременно с новой драматургией рождается и новая музыка, преимущественно бытового и народного направления.
В декабре 1764 г. в Омске состоялся первый любительский спектакль. Этот год считается датой рождения светского театра в Сибири.
Инициатором создания Омского театра в столице сибирского казачества был командир Иртышской военной линии генерал-поручик И. И. Шпрингер, желавший отвлечь офицерство от праздного времяпрепровождения, поднять общую культуру военных.
Руководил омским театром вахмистр Иван Григорьевич Андреев, автор так называемой "Домовой летописи", проведший детские годы в Тобольске. Репертуар омского театра состоял из комедий и трагедий А. П. Сумарокова, М. В. Ломоносова, М. М. Хераскова. В конце XVIII в. наибольшей популярностью пользовалась пьеса (комическая опера) А. О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват", а также оперы "Лиза" и "Разнощик".
Первым профессиональным театром в Сибири можно считать театр в Тобольске. Точной даты открытия театра в сибирской столице установить не удалось, но известно, что в 80-х гг. XVIII столетия в нем ставилась драма "Ермак" местного автора И. А. Флоровского. Любительские спектакли давали и ссыльные польские конфедераты.
А. Н. Радищев, проследовавший через Тобольск в Илимскую ссылку и с 1790 г. по июль 1791 г. проживал в городе. В своих путевых записях он упомянул, что слушал в тобольском театре комическую оперу "Мельник - колдун, обманщик и сват", а также другие постановки. Спектакли давались в специально приспособленном для театра здании, находящемся на улице Богоявленской, (неподалеку от Прямского взвоза). Труппа театра была собрана А. В. Алябьевым. Он же пригласил из Перми режиссера Виганта для постановки спектаклей. Вигант занимался не только режиссурой, но и сам играл на сцене. В знак уважения Алябьев предложил ему должность стряпчего с окладом 300 рублей в год, а также полную свободу для игры как в тобольском, так и пермском театрах.
В 1791 г. в Тобольске начинается строительство нового здания для "публичного театра" под надзором губернского архитектора Ф. Уткина. Интересно, что на строительство театра использовались материалы, предназначавшиеся для гарнизонной школы.
Управляющим театром был назначен А. Резанов, который в 1795-1796 гг. выступил с предложением о реконструкции здания. Его поддержал губернатор А. В. Алябьев, по сути дела являющийся инициатором развития театральной жизни города. Но А. В. Алябьева вскоре переводят на службу в Астрахань, а новый правитель наместничества А. Г. Толстой вопрос о перестройке театра оставил без внимания.
Однако в 1799 г. ремонт здания театра был произведен, и к нему сделаны некоторые хозяйственные пристройки. Хотя внешне само театральное здание выглядело весьма неказистым и более напоминало громадный сарай, но внутренняя его отделка поражала современников изяществом и вкусом. Известны размеры здания: 38м - длина, 15м - ширина и высота около 9 метров. Сцена имела размер 15x15 м. При входе в театр помещалось фойе, из которого несколько дверей вели в зрительный зал, состоящий из партера, амфитеатра и лож. Пол имел наклон к сцене, а в глубь зрительного зала выходила полукруглая ниша для оркестра. Сам зал имел 36 рядов с проходом в центре, 14 лож в первом и 16 во втором ярусе, а вверху располагался раек - галерка. На втором этаже находился репетиционный зал и уборные для актеров.
Немецкий драматург А. Коцебу, бывший в Тобольске во время своей ссылки в 1800 г. и посетивший театр, оставил о нем такую интересную запись: "Из любопытства бывал я и в театре, который довольно велик... Каждая ложа принадлежала одному постоянному хозяину, который имеет право украшать ее по своему произволу, от чего получался самый пестрый вид. Шелковые по большей части богатые материи всяких разных цветов висели у каждой ложи и покрывали совсем их. Внутри навешены стенные подсвечники с зеркалами. Все вместе имело вид самый азиатский, но при первом взгляде было казисто".
В тобольском театре была собрана профессиональная труппа актеров, с которыми каждый год Приказом общественного призрения заключался договор-обязательство. Сохранился договор за 1800 г актеров с управляющим театром И. Ф. Ишимовым. В договоре 11 пунктов, по которым актеры обязуются поставить в год 42 спектакля, "в числе коих новых дать 6 драм, оперу и 4 комедии", не требовать дополнительных вознаграждений из общей кассы, а жить на доходы от спектаклей. Для особо отличившихся актеров сама труппа должна была устанавливать специальное вознаграждение. Кроме того, за директором театра находилась в полном его распоряжении одна ложа на шесть мест. Продавали билеты сами актеры и делили меж собой выручку от спектакля. В год они вносили 300 рублей в Приказ общественного призрения (плата за эксплуатацию здания). Труппа же платила жалование рабочим, оформляющим сцену, музыкантам, а также покупала за свой счет свечи, дрова и пр. Была разработана специальная такса штрафов: за опоздание - 25 копеек, а за прогул или появление на спектакле в пьяном виде - 1 рубль.
Всего труппа тобольского театра насчитывала 12 актеров и 4 актрисы, а также 6 рабочих, портного, женского парикмахера, 2 суфлеров и оркестр из 9 человек.
Зрительный зал имел около 560 посадочных мест (360 - в партере, 112 - в ложах первого яруса и 64 - второго, 24 - на балконе). Стоимость входного билета за первые ряды была 50 копеек, (что значительно ниже, чем была в то время плата в Иркутске или в Москве).
С 1802 г. должность управляющего театром упразднили, и театр стал сдаваться антрепренерам, то есть лицам, желающим взять театр в аренду за определенную плату. Тобольские жители А. Возницын и А. Ушаков с 1802 по 1807 гг. ежегодно подписывали договор об эксплуатации театра, за счет чего получали неплохой доход.
Репертуар выбирался актерами совместно с управляющим, а затем шло распределение ролей после совместного прочтения. Репертуар тобольского театра конца XVIII - начала XIX вв. отличался большим разнообразием. Достаточно заметить, что актеры в 1800 г. дали 42 спектакля и из них - 11 премьер. Всего за небольшой срок было поставлено на тобольской сцене 94 пьесы. Половина из них была переводами французских, немецких и итальянских авторов, а остальные-русских драматургов и композиторов. Приведем лишь некоторые из них: Ж. Б. Мольер "Мещанин во дворянстве", К. Гольдони "Лжец" и "Благодетельный грубиян", П. Г. Марио "Игра любви и случая", итальянская классическая опера-буфф Д. П. Перголени "Служанка-госпожа". А знаменитая "Волшебная флейта" В. А. Моцарта через пять лет после ее написания уже была поставлена на тобольской сцене. Это говорит о том, что к подбору репертуара тобольский театр подходил весьма критически, стараясь брать новейшие произведения, которые пользовались популярностью не только в столичных российских городах, но и за рубежом.
Не менее разнообразна и российская драматургия: А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Я. Б. Княжнин, Н. П. Николаев, Д. И. Фонвизин, М. И. Попов, А. О. Аблесимов, В. И. Майков, Д. П. Горчаков, С. К. Вязмитинов, П. А. Плавильщиков, А. А. Шаховской и многие другие.
Из музыки исполнялись произведения ведущих композиторов того времени, являющихся классиками российской музыкальной культуры. Интересно, что в репертуаре тоболяков были и три пьесы, принадлежавшие самой императрице Екатерине II - "Шаман сибирский", "Невеста невидимка" и "О, время". (Эти пьесы, написанные императрицей, имели антимасонскую направленность). Несомненный интерес вызывала постановка пьесы Д. И. Фонвизина "Недоросль" - выдающегося произведения передовой дворянской мысли того времени.
Наличие в Тобольске в конце XVIII столетия профессионального театра со столь разнообразным репертуаром - явление незаурядное. Активность театральной жизни в столице Сибири могла быть возможна, в первую очередь, благодаря стараниям и способностям просвещенного человека своего времени - Александра Васильевича Алябьева. Немаловажен факт присутствия в городе дворян, офицеров и чиновников, находившихся на службе в наместническом, а позже губернском правлении. Многие ссыльные, обосновавшиеся в городе, были прежде столичными жителями, людьми высокой культуры и образования.
К концу XVIII в. театры существовали во всех губернских городах Сибири: в Тобольске, Иркутске, Барнауле, Омске и Петропавловске. Правда, в начале XIX в. во всей России, а также в Сибири происходит закрытие театров, которые вновь возродились лишь к середине столетия. В это время особо отмечено появление во многих городах заезжих гастролеров, заметна активность в развитии школьных и гимназических театров. Таким образом, театральная жизнь Сибири в конце XVIII в. мало отличалась от жизни столиц.
Если говорить в целом о развитии культуры Западной Сибири, то ее следует рассматривать как неотъемлемую часть культурной жизни Европейской России. Но в Сибири, вследствие смешения в ней представителей из различных российских регионов, происходит своеобразная трансформация различных форм культуры, что приводит в свою очередь к рождению самобытной сибирской культуры, хоть и повторяющей во многом российские культурные традиции, но при этом имеющей свои собственный облик. Это проявляется как в просвещении так и в литературной и театральной жизни края. Несмотря на то, что с середины XVIII столетия культурная жизнь Сибири пошла по собственному пути, но истоки ее следует искать в Центральной России, чье наследие она приняла и дополнила.
1. Какие театральные представления в Сибири существовали в прошлые века?
2. Когда в Сибири открылся первый любительский театр?
3. Когда открылся первый профессиональный театр?
4. Пьесы каких авторов ставились в прошлые века в сибирских театрах? Найдите в библиотеке и прочтите пьесы наиболее популярных драматургов XVIII-XIX вв.
5. Опишите как праздновали в Сибири Рождество, масленицу, Пасху.
Летопись Сибирская о первых сценических представлениях в Тобольске
7213 г. (1705 г.) Мая 8 числа, в день Иоанна Богослова, в Тобольску, во время играния комедии, возста с тучею буря жестокая и сломила над алтарем Соборной церкви крест, также и с Сергиевской церкви верх весь с маковицею и крестом. Подле оной церкви употребляли действие комедии [...] В тот же час на звозе базарном сажени с три горы сползло с места глади.
Летопись Сибирская тобольского ямщика Ивана Черепанова. Список с рукописи, хранящейся в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике.- С. 360.
Из договора труппы актеров Тобольского театра с управляющим театром, коллежским ассесором Ишимовым. 1799 г.
1799 г. декабря 20 дня управляющему Тобольским театром, заведенным от приказа общественного призрения, Тобольской народной школы директору, господину коллежскому асессору Ишимову, мы, нижеподписавшиеся, при том театре, актерами и актрисами находящиеся, дали сие обязательство в следующем:
1. С первого января 1800 года по первое января 1801 г., то есть один год, обязуемся находиться при оном театре и каждая в тех самых должностях, какие кто исправлял поныне, выключая некоторых из них, как в службе состоящих, буде по иной отлучены не будем.
2. За сие годичное время бытия нашего в должностях при театре не только никакой от приказа общественного призрения и от него, управляющего, плату не требовать, а сбор театральной как-то: с лож, партера и райка представить для нашего продовольствия из откупа на год триста рублей. При составлении обязательства представить половинное число управляющему театром, а остальные при поступлении второй половины года.
3. За взносом в приказ откупной суммы и за употреблением оного на расходы театральные, как-то: на покупку свеч, сала, дров, на заведение новых и поправление старых декораций, музыки, музыкантов и рабочих людей, из коих на первых вообще назначаем в год восемьдесят рублей, а последним, то есть рабочим, по такому же количеству, какое они в прошедшем 1799 г. получали. Оставшиеся деньги разделять нам помесячно каждому по тому числу, по какому в приложенной при сем ведомости, показующем месячно актерам и актрисам довольство назначено, и как в прошедшей половине года было. Буде же и затем будут из сбора остатки, оные делить между нами на каждого по той части, почему на рубль жалованье причтется, напротив, если чего не достанет, то, раздели наличность по количеству назначенного в ведомости жалованья, быть бы оною довольным и никакой претензии в том не иметь.
4. Для более успешного производства театральных действий, какие играть пьесы, располагать общим нашим согласием и с согласия управляющего театром. Новые же пьесы, получая от управляющего для представления, сначала читать одному в собрании всех актеров и актрис и разбирать роли по желаниям и характерам с общего согласия, и ежели кто из актеров и актрис не пожелал играть назначенной по согласию роли, в таком случае докладывать на рассмотрение управляющему и по рассмотрению кому от него что играть приказано будет, оное и выполнять в поведенное время без всякого роптания.
5. Ежели кто во время представления пьесы и репетирования оной из нас скажется в каком-либо непорядке или в положенный час к репетиции не явятся, таковые подвергаются заплатить за поздний приход двадцать пять копеек за всякий раз, за небытие совсем того дня, и бытие, но в пьяном образе или за бесчинство и шум взыскивать против того вчетверо; будучи же в собрании, быть во всякой тишине и благопристойности. Сии деньги записывать в особую данную от управляющего за шнуром и печатью книгу и по прошествии месяца вычитать у виноватого то количество из жалованья; предоставлять в распоряжение беспрекословно в волю управляющего театром.
[...] 11. В течение годичного времени обязуемся дать сорок два спектакля, в число коих новых дать шесть драм, оперу и четыре комедии. В протчем, в исправном всего вышеписанного исполнении подписуемся. Ежели кто из нас по каким-либо случаям окажется неисправным и не способным, оного с дозволения управляющего отделя от театра, примать на место его другого, не причиняя однако ж в театральных действиях остановки.
На подлинном подписали:
Актеры: Алексей Ушаков, Дмитрий Власов, Дмитрий Матрохов, актер Яков Власов, Николай Тяпкин, Илья Лозицкий, Василий Васильев, Андрей Иванов, Яков Макунин, актрисы: Анна Голикова, Авдотья Тверитинова, Афонасий Голиков, Георгий Зернов.
ГАТО, ф. 355, on. 1, д. 194, лл. 2, 3.
[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]