Глава первая

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ



§ 1. Эпоха палеолита и мезолита


Палеолит (древний каменный век) получил свое название от греческого слова "палео" - древний и "литос" - камень. Это первый и самый длительный период истории человечества, начавшийся около двух миллионов лет назад.

В природе шли ритмические изменения, вызванные наступлением ледников. Западно-Сибирская равнина, где мы с вами проживаем, стала осваиваться человеком в конце палеолита, примерно 15-20 тыс. лет назад в самом конце ледникового периода. Наука, которая изучает этот древнейший период, называется археологией. Она изучает историческое прошлое человечества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, поселениям, укреплениям, местам погребения), основным способом открытия которых являются раскопки.

На территории нашей области сохранилось большое количество костей мамонтов, шерстистых носорогов и других животных, которые обитали вблизи ледников.

Процесс оледенения в нашем крае

Важнейшим фактором, влиявшим на смену климата и ландшафта за последние 2 миллиона лет, являлись ледники. Они то наступали, то откатывались назад, меняя климат нашего края. Отступая, ледник оставлял после себя вечную мерзлоту толщиной в несколько десятков, а то и сотен метров.

Этот период, охватывающий все ледниковые и межледниковые отрезки времени, носит название плейстоцена. Для Северной Азии принято деление плейстоцена на 5 периодов оледенения: шайтанское (500-400 тыс. лет от наших дней),самаровское (280-200 тыс. лет), тазовское (160-130 тыс. лет), зырянское (100-55 тыс. лет) и сартанское (25-10 тыс. лет).

Заселение человеком Сибири

Процесс заселения Сибири раннепалеотическим человеком был весьма длительным и сложным. Он осуществлялся из соседних с Сибирью районов Средней, Центральной и Восточной Азии и, возможно, через Южный Урал из Восточной Европы.

Находки, сделанные археологами, дают нам возможность судить о том, какими орудиями труда пользовался древний человек. Это были грубые, примитивные, рубящие орудия, почти необработанные, изготовленные из отщепов больших камней путем оббивки. При этом древний человек уже умел добывать огонь путем трения, сверления, высекания. Это происходит во второй половине раннего палеолита, когда начинаются резкие колебания климата, идет похолодание.

Овладение камнем и огнем позволило человеку перейти к использованию кости и дерева, приобрести некоторую независимость и оседлость. В качестве жилища древним человеком использовались естественные природные укрытия: гроты, скальные навесы, ущелья. А на стоянках, где таких укрытий не было, возможно, сооружались шалаши и навесы из веток деревьев.

О проникновении первых людей на южный и средний Урал свидетельствует стоянка Ельники II (у реки Сылвы), возраст которой около 250-350 тыс. лет.

На территории Тюменской области до настоящего времени не обнаружено стоянок палеолитического периода. Можно предположить: или они не найдены, или человек пришел сюда значительно позднее. Но на примере расположения археологических памятников Казахстана, Средней Азии и Восточной Сибири мы можем воссоздать картину расселения первобытного человека на востоке нашей страны (смотри карту).

Орудия труда древнего человека

Если ранее своими первыми орудиями труда человек пользовался просто захватывая их рукой, то в дальнейшем эти орудия прикреплялись к деревянным рукоятям. В настоящее время археологи применяют специальный метод исследования орудий труда древних людей, называемый трасологией. Он заключается в том, что ученые по изношенности рабочей поверхности орудия, делают вывод для чего оно предназначалось.

Средний палеолит

В то же время, кроме изделий из камня, человек стал широко пользоваться такими материалами как кость, дерево, изготовляя из них: шилья, наконечники, острия. Люди уже не уходят далеко от мест своего проживания, а осваивают близлежащие территории. Археологами обнаружены на местах пребывания человека того времени культурные слои, достигающие глубины до 4-х метров. Это говорит о длительном пребывании людей в данных местах. В этот период начинается продвижение человека на средний и северный Урал.

К эпохе среднего палеолита относятся и первые погребения людей. Факт захоронения умерших вблизи жилья говорит о зарождении первых анимистических представлений. (Анимизм - от латинского анима - душа, донаучное представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет душу. Анимизм лежит в основе религиозных верований).

Поздний палеолит

Неандерталец в эпоху позднего палеолита превращается в человека современного физического типа, почти не отличающегося от нас.

Эпоха позднего палеолита продолжалась от 40 до 10 тыс. лет до новой эры. Это время формирования главных человеческих рас.

Человек совершенствует формы охоты: кроме старой коллективной загонной формы появляются и индивидуальные, об этом свидетельствуют применяемые ими метательные орудия: дротики, гарпуны, копья. Совершенствуется домостроительство, появляются долговременные жилища, углубленные в землю.

Наскальные росписи

Усложняются идеологические представления - появляются первые наскальные росписи в пещерах. Это изображения животных: мамонта, лошади, быка, верблюда; женские фигуры, абстрактные рисунки.

В позднем палеолите возникают формы первобытной религии: анимизм, тотемизм и магия.

Освоение новых территорий

Человек продвигается вслед за отступающим ледником. На Урале для этого времени известны стоянки на западном склоне гор - Островская им. Талицкого, грот Столбовой, Медвежья пещера и другие.

Расширился Алтайский и Южно-Сибирский ареал обитания. Были заселены верховья рек Оби, Енисея, Ангары, Лены, Алдана. К этому же времени относятся стоянки на Камчатке и первые поселения в Северной Америке.

Но Западная Сибирь по-прежнему оставалась безлюдной, поскольку близость ледника не позволяла человеку осваивать просторы нашего края. Однако низменности Западной Сибири продолжают давать приют мамонтам и другим хладостойким животным, что и явилось причиной появления к концу ледникового периода на южных и восточных окраинах единичных археологических памятников в Барабинской степи, на среднем Иртыше, в Курганской области, на нижней Оби. Но отсутствие каких-либо следов жилья заставляет считать их кратковременными охотничьими лагерями. Они содержат огромное количество костей мамонта, единичны находки костей шерстистого носорога, зубра, лошади, сайги, волка, лося, зайца, лисы.



§ 2. Эпоха мезолита (9-6 тыс. до н. э.)

Изменение климата в Сибири

Именно в этот период началось более активное заселение человеком Западной Сибири. Происходит сокращение обводненности Западно-Сибирской низменности. Если посмотреть на карту Западной Сибири, то вся она как бы опутана сетью больших и малых озер и болот. Это следы "работы" ледников, как и вечная мерзлота, южные границы которой и в настоящее время доходят до широты Ханты-Мансийска.

Эпоха мезолита совпадает с наступлением современной климатической обстановки. При этом произошла достаточно резкая смена климата, что повлекло за собой увлажнение и смягчение всего климата Сибири, а так же привело к значительному общему потеплению. Это, в свою очередь, вызвало быстрое исчезновение ледниковой фауны. (Хотя высказываются смелые предположения, что такие животные, как мамонт, шерстистый носорог, были просто истреблены людьми).

Заселение Западной Сибири шло с Запада (с Урала) и с Юга: Казахстана, Алтая и Верхней Оби. Люди начинают изготовлять лодки, что существенно помогало им освоению таежных просторов.

Орудия труда

Основным материалом для изготовления орудий становится кость и дерево, что неудивительно, так как в таежной Сибири камень большая редкость. Поэтому каменные предметы и просто камни, которые имеют хотя бы немного необычную форму, со временем стали почитаться как священные. Шире стала практиковаться рыбная ловля.

В это время начинают формироваться различные языковые семьи. На нашей территории распространена уральская языковая семья.

В период мезолита распространяется новая микролитическая техника обработки камня: используются тонкие ножевидные пластины, начинают применяться вкладышевые орудия. В связи с этим появляется огромное количество режущих инструментов - резцы, ножи и пр.



§ 3. Эпоха неолита - энеолита (6-3 тыс. до н.э.)


Неолит или новокаменный век, совпадает для Сибири со значительным смягчением климата, который был даже более благоприятен, чем нынешний, как для растительности, так и для животного мира: полноводные реки изобиловали рыбой, леса - птицей и зверем. Сибирская природа была благоприятна для жизнедеятельности первобытных охотников и рыболовов. Именно поэтому осваиваются человеком самые отдаленные уголки Северной Азии.

Эпоху неолита называют еще временем неолитической революции, поскольку именно тогда в южных регионах Евразии начало развиваться земледелие и скотоводство - хозяйство производящего типа. Но надо помнить, что переход к производящему хозяйству был процессом длительным, зависящим от множества факторов.

Археологические культуры Западной Сибири

В пределах Западной Сибири археологи выделяют несколько археологических культур: восточноуральскую - в лесном Зауралье и ближайших к нему районах Западной Сибири; среднеиртышскую - по среднему течению Иртыша и верхнеобскую - в лесном Приобье.

Реконструированные археологами жилища людей неолитического периода (полуземлянки) говорят об их оседлом образе жизни местного населения.

Большое количество орудий охоты и обработки добычи говорят о значительной роли охоты для местных жителей. Очень часто встречаются изображения лося в мелкой пластике Зауралья и в каменных гравюрах Томской писаницы. По всей видимости, в основе этих изображений лежала первобытная охотничья магия.

Совершенствовались формы и способы охоты. Широчайшее применение лука и стрел сочеталось с развитием приемов пассивной охоты с помощью петель, силков, различных ловушек.

Большое значение играла и рыбная ловля, поскольку грузила от сетей обычны на всех западно-сибирских стоянках. А находки каменных и костяных крючков, гарпунов говорят о широком распространении индивидуальных способов ловли рыбы.

На всей территории Западной Сибири в этот период велось комплексное присваивающее хозяйство, где преобладали оседлые охотники и рыболовы без явно выраженной специализации в хозяйстве.

Археологические культуры Западной Сибири входят в урало-сибирскую этнокультурную общность, которую в языковом отношении можно связать с восточной или праугро-самодийской ветвью уральской семьи.

Появление керамики

В этот же период вошел в обиход такой новый не использованный раньше материал как глина. Появилась глиняная посуда, что говорит о распространении новых способов приготовления пищи - варке на огне. Появление керамики открыло эру гончарства, быстро превратившегося в одно из самых необходимых домашних производств. Керамика является уникальным археологическим источником, хранящим разнообразную информацию. Изменение форм сосуда и орнамента ученые связывают с демографическими и этническими процессами прошлого. Иногда керамика использовалась в качестве погребальных урн. В керамических сосудах устраивали светильники, использовали их для переноски угля. Смена изобразительных традиций означает изменения в реальной жизни: смену населения, изменения в идеологических представлениях, взаимопроникновение, внутреннее совершенствование, демографическую катастрофу.

Первые металлические изделия

Во второй половине III-го тыс. до нашей эры в южных районах Сибири появляются первые металлические изделия, ознаменовавшие конец каменного века. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, была медь. Период распространения орудий из меди и ее сплавов (различных видов бронзы) получил название эпохи раннего металла.

Первый период данной эпохи называют энеолитом (медно-каменным веком). Причем, с появлением бронзы продолжают сохраняться и каменные изделия, которые затем постепенно вытесняются более совершенными металлическими орудиями труда из обихода человека.

Появление лыж и нарт

С эпохой энеолита связывают изобретение лыж и нарт, позволяющих существенно повысить отдачу от охотничьего промысла и широкое распространение рыболовства, особенно в низменных, таежных районах Западной Сибири, где оно становится преобладающей отраслью хозяйства. Об этом говорят многочисленные находки рыболовных грузил, не встречающихся в более ранних памятниках.

На Горбуновском торфянике во время раскопок были найдены грузила в виде заполненных камнями берестяных мешочках, поплавки из бересты и сосновой коры, многочисленные обломки деревянных весел.

Присваивающее и производящее хозяйство

Если в таежной зоне жили племена с присваивающим охотничье-рыболовческим типом хозяйства, то южной лесостепной и особенно степной зоне племена стали применять у себя элементы производящего хозяйства - придомного скотоводства.

Степные племена раньше чем лесные перешли к металлообработке. Как показали анализы, вещи энеолитического времени изготовлялись из чистой меди способом ковки или выплавки в открытых литейных формах.

В позднем неолите-энеолите Уральская языковая общность распадается на протоугров, протосамодийцев и предков финно-пермских народов.



§ 4. Эпоха бронзы


Второй период раннего металла называют бронзовым веком. Бронзу получали путем добавки к меди олова, в результате чего изделия приобретали большую твердость.

Сибирь делится надвое

Но в Западной Сибири залежи медных руд встречаются далеко не везде, а лишь в областях Урала и Алтая. Поэтому эпоха раннего металла не стала универсальной стадией в культурно-историческом развитии всего сибирского населения. Эпохе раннего металла суждено было разделить Сибирь на два мира: степной-лесостепной, населенный скотоводами и земледельцами, и таежный, где обитали охотники и рыболовы.

Во второй половине III-го тыс. до н. э. медные изделия (шилья, ножи) появляются в лесном Зауралье и прилегающих районах Западной Сибири. Хотя в хозяйстве Зауральского населения не произошло принципиальных изменений, археологические источники фиксируют возрастание удельного веса рыболовства, что позволило при оседлости населения значительно увеличить его плотность.

Формирование первых культур

В первой половине II-го тыс. до н. э. формируются такие культуры как кротовская, самусьская - в верхнем Приобье, которые характеризуются производством высококачественных бронзовых изделий: наконечников копий, кельтов, стрел, культовых изделий (изображения птиц, голов лосей, медведя с раскрытой пастью, человеческих ног). Бронзолитейное ремесло, возможно, уже стало делом специалистов.

Андроновская культура

Во второй половине II-го тыс. до н. э. юг Западной Сибири занимали племена самобытной андроновской культуры. Андроновцы вели многоотраслевое хозяйство: кроме животноводства занимались земледелием, может быть даже пашенным; на поселениях и в некоторых могилах встречаются большие каменные зернотерки, бронзовые серпы, секачи. Им была знакома верховая езда и бронзолитейное ремесло. К концу II-го тыс. до н. э. на юге Западной Сибири формируется новое позднебронзовое поколение культур андроновской семьи: бархатовская, сузгунская, в Томско-Нарымском Приобье сформировалась еловская культура.

Появление железа

Появление цветной металлургии неизбежно привело к металлургии железа, которая быстро распространилась по причине доступности сырья. Даже в глубинных таежных районах довольно скоро научились использовать болотную руду.

Время становления черной металлургии обычно называют ранним железным веком (2-я половина I-го тыс. до н. э. -1-я половина I-го тыс. н. э.).

Расслоение в обществе

В степной полосе скотоводство переходит в подвижную кочевую форму, когда хозяева стада вынуждены постоянно менять место выпаса, уходя довольно далеко от своих традиционных мест проживания, иногда покидая их навсегда. Производящие формы хозяйства приводят к имущественному расслоению общества. Об этом говорят материалы, полученные при раскопках могильников. Бедняков хоронили под небольшими курганами в мелких грунтовых ямах. Над могилами богатых людей (князей, старейшин) воздвигались монументальные дерновые пирамиды, достигавшие десятков метров в поперечнике.

В тоже время в глубине тайги, почти полностью изолированной от бурных событий на юге, в начале железного века сохранился прежний уклад жизни.

Рубежом эпохи раннего железа и средневековья считается середина 1-го тысячелетия н.э. - время Великого переселения народов. Это период формирования тех народов, которые до настоящего времени проживают на территории Западной Сибири: обских угров (хантов, манси) и сибирских татар.

С XIII в. начинается активная тюркизация хантыйского населения. Формируются различные группы иртышских татар (тарских, тевризских, тобольских, заболотных).



§ 5. Наш край в раннем железном веке и средневековье


В районах Приуралья, в сибирских лесостепях, в лесной зоне и тундрах Западной Сибири в эпоху бронзы и в раннем железном веке жили многочисленные племена, - близкие друг другу по культуре, но весьма своеобразные по укладу и ведению хозяйства.

В Нижнем Приобье - это усть-полуйская культура.

В Тобольском Приобье - потчевашская.

В Среднем и Южном Зауралье - гамаюнская, а затем исетская и иткульская.

В лесостепях Прииртышья, Притоболья и Зауралья - саргатская и гороховская.

В Нарымском Приобье - кулайская.

В лесной части Верхнего Приобья - болышереченская.

Если рассматривать население, обитаемое в то время в этих регионах, то в Прииртышье и Нижнем Приобье жили праугорские народы, предки современных манси (вогулов) и хантов (остяков). Племена Среднего и Верхнего Приобья были прасамоедские, т. е. предки ненцев, селькупов, юраков.

Усть-полуйская культура

Наиболее хорошо археологами изучено Усть-Полуйское городище в низовьях Оби, давшее название одноименной культуре. Владения усть-полуйцев простирались от устья Оби и до устья Иртыша (до современного Ханты-Мансийска). На западе они доходили до Северной Сосьвы, Верхней Тавды, Северного Приуралья.

Главным занятием усть-полуйцев была охота на дикого северного оленя. Они пользовались длинными костяными наконечниками на копьях, имеющих длину около 25 см. Древние охотники поджидали животных в местах осенних переправ и там нападали на них большими группами. Существовал и другой способ, когда оленя подманивали с помощью прирученного оленя-манщика, находящегося на привязи. Охотник в это время находился в засаде и поражал приблизившегося смельчака копьем или стрелой из лука.

Добывали соболя, выдру, бобра и разнообразную птицу. Очень интересен был лук усть-полуйцев, который делался из дерева и кости. Очень разнообразны наконечники стрел из кости, рога оленя и бронзовые. Они были трехгранными, ромбическими, с шипами и т. п.

Для добычи рыбы главным орудием была острога с тремя зубцами. Этим орудием удобно было добывать рыбу на многочисленных протоках, на песчаных отмелях. Для задержки рыбы сооружали запоры из жердей, которыми перегораживали небольшие речки. Одежда изготовлялась из оленьих и лосиных шкур, оторачивалась мехом песца. Она очень походит на современную одежду северных народов, которые вместо шапки используют капюшон, отделанный мехом. Мех песца удобен именно тем, что на него не намерзает иней и он хорошо спасает от холода.

В Усть-Полуйском городище найдено множество железных ножей, которыми обрабатывалось дерево и кость. Они были настолько изношены, что выбрасывались за ненадобностью. Вероятно, железо в то время было достаточно дорогим и поэтому ножом старались пользоваться как можно дольше, затачивая его до тех пор, пока это было возможно.

Там же обнаружена и бронзолитейная мастерская, в которой изготовлялись бронзовые наконечники стрел, кельты (топоры), различные украшения, фигурки животных.

При еде усть-полуйцы пользовались костяными ложками, ручки которых украшались фигурками животных и птиц. Вырезали ложки из оленьего рога, моржового и мамонтового бивня, а также из грудных костей крупных водоплавающих птиц.

Усть-полуйцы вели оседлый образ жизни, строили полуземлянки, шалаши, которые зимой присыпались сверху снегом. Возле Салехарда была раскопана землянка площадью около 100 кв. м с очагом и земляными спальными нарами вдоль стен. Крыша поддерживалась вертикальными столбами. В таком жилище могла поместиться довольно большая семья или группа людей от 20 до 50 человек.

Занимались усть-полуйцы и добычей морского зверя на побережье. Соседствуя, с одной стороны, с северными арктическими народностями, а с другой - с южанами, они являлись носителями элементов обеих культур. Южане же принесли к ним железо в I тыс. до н. э. и научили обрабатывать, что позволило усть-полуйцам намного опередить в развитии своих северных соседей, стать могущественными, подчинить себе отдельные племена.

Саргатская и гороховская культуры

Население лесостепного Зауралья и Западной Сибири, проживающее в низовьях рек Исети, Миасса, Синары, среднему Тоболу, относят к саргатской и гороховской культурам.

Они вели полуоседлый образ жизни, занимались преимущественно скотоводством, благодаря обширным пастбищам. Половину стада составляли лошади, которые были значительно крупнее тех, что разводились в лесных районах.

Земледелие было, примерно, на том же уровне, что и у соседних народов. Рыбная ловля играла незначительную роль. Изредка занимались охотой на лося, косулю.

Шкурки пушных зверей шли на украшение одежды, а также для обмена с южными племенами. Хорошо было развито прядение и ткачество, гончарное производство.

Важное место занимала металлургия: изготовлялись наконечники стрел, копий, боевые топоры, мечи, кинжалы.

Эти племена были довольно воинственны, стараясь обогатиться за счет набегов на своих соседей. Из исследования их захоронений следует, что практически каждый мужчина являлся воином. Возле Челябинска у деревни Сапоговой Буринского района найдены литые бронзовые изображения таких воинов. Они имели бронзовый меч, короткий кинжал, который носили на правом боку в ножнах возле бедра. Колчан с луком и стрелами помещался за спиной с левой стороны.

Их племена воевали с народами Средней Азии, но при этом были в дружественных отношениях и вели торговлю с жителями лесных зон Приуралья и Прииртышья. На Урале они добывали руду, а у лесных народов выменивали пушнину.

Потчевашская культура

Потчевашская культура получила свое назначение по довольно хорошо изученному комплексу памятников, находящихся на южной окраине современного Тобольска на берегу Иртыша, в местечке, называемом Подчеваши.

Племена, представляющие эту культуру, жили вверх по Иртышу до низовьев рек Вагая и Иртыша, а также в районах Тары и Саргатки.

Подчевашское городище было устроено на высоком берегу Иртыша, что давало хороший обзор окрестностей, соседствовало с густым лесом, куда можно было скрыться в случае опасности, и одновременно близость воды позволяла заниматься рыбной ловлей.

Перевод слова "чеваши" или в русской интерпретации "потчеваши" имеет несколько толкований. По одному из них (с угорского) - "поселение на склоне горы".

Чем же занимались потчевашцы, как добывали себе пропитание, что преобладало в их хозяйствах?

Главной пищей для них являлась рыба, которую добывали как летом, так и зимой и в Иртыше, и в ближайших озерах. Об этом свидетельствуют многочисленные рыбные кости, чешуя, найденные в культурных слоях поселения, а также приспособления для рыбной ловли.

Крючки и гарпуны, остроги были как бронзовые, так и костяные. Сети плелись из подсобного растительного волокна: крапивы, конопли.

Разводили они и домашний скот. Лошадь использовалась как тягловое животное. Мотыги из роговых пластин хорошо отполированы от долгого употребления. Следовательно, подчевашцы занимались и земледелием. В курганах обнаружены зерна ячменя.

Очень интересны находки вылепленных из глины фигурок коней и всадников в седле, что говорит о возможных военных столкновениях потчевашцев с соседями.

Разделение общины на семьи

В этот период происходит распад первобытного родового общества, обособление на отдельные семьи, домовые коллективы. Об этом говорит и личный знак, найденный на вещах, - тамга. Он являлся знаком собственности того или иного лица и имел различную форму: круг, стрелу, птичью лапку, рога и т.п. Большинство таких знаков встречается на женских вещах, и они отличаются от знаков данного рода. Значит, женщин брали в семьи из других родов. Возможно на основе этого происходили военные столкновения, заканчивающиеся часто крупными войнами. Об этом же говорят легенды и предания обских угров.

В тот же период возникают и укрепленные городища на севере Западной Сибири. Вероятно, отдельные роды становились более сильными, накапливали богатство, что вызывало противостояние между ними.

Таким образом, к концу I тысячелетия до нашей эры сложились устойчивые племенные союзы, имеющие собственные пути развития. Их культуры были близки одна другой, оказывали влияние друг на друга, находясь в постоянном контакте. Но государственного устройства в привычном для нас смысле этого слова еще не было.


1. Что такое ледниковая эпоха? Какова ее роль в формировании человечества, природно-климатической картины и истории заселения Западной Сибири древним человеком?

2. Каковы культурные достижения эпохи палеолита?

3. Чем отличается человек "умелый" от человека "разумного"?

4. Каковы достижения человека неолитического времени?

5. О чем может рассказать керамика?

6. Какие изменения произошли в человеческом обществе в эпоху бронзы и раннего железа?

7. Каковы идеологические представления древнего населения Западной Сибири?

8. Рассказать об археологических культурах средневековья, которые соотносятся с коренными народами Западной Сибири.


[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]