Глава вторая

ТЮРКСКИЕ НАРОДЫ В СИБИРИ VI - X ВЕКАХ
ПЕРВЫЕ ГОСУДАРСТВА



§1. Гунны

Великое переселение народов

Рассмотрим, что происходило в нашем сибирском регионе в I-м тыс. н. э., то есть около двух тысяч лет назад. Главным и основополагающим событием явилось "великое переселение народов", оказавшее непосредственное влияние практически на все сибирские племена и народы. Отразилось оно и на жизни лесных племен Прииртышья и Нижнего Приобья.

Посмотрим, что же привело в движение сибирские народы, откуда пошел первотолчок, что явилось "движущей силой", повлиявшей на судьбы и места дальнейшего проживания этих народов.

На рубеже двух эпох (до нашей эры и нашей эры) в степях Монголии и Забайкалья появляется новый сильный и воинственный народ, который и привел в движение гигантские людские массы, населяющие в тот период Сибирь. Это были племена гуннов (хуннов), которые вели кочевой образ жизни и постоянно перемещались вслед за своими стадами.

Быт и обычаи гуннов

Их быт и обычаи довольно подробно описал современник гуннов китайский историк Сыма Цянь. Вот что он сообщает:

"Обитая за северными пределами Китая, они переходят со своим скотом с одного пастбища на другое. Из домашнего скота более содержат лошадей, крупный и мелкий рогатый скот; частью разводят верблюдов, ослов, лошаков и лошадей лучших пород. Перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде... Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются его кожами, прикрываются шерстяным и меховым одеянием".

Гунны были очень воинственным народом и вели войны практически непрерывно, постоянно нападая на соседние народы, отвоевывая у них территорию, уводя скот, забирая в рабство мужчин и женщин: "... в крайности каждый занимается воинскими упражнениями... Оружие дальнего боя есть лук со стрелами, ближнего боя - меч и копье... Могущие владеть луком все вступают в латную конницу". Конница была у гуннов главной ударной силой, следовательно, и военная тактика строилась с этим учетом.

"При удаче они идут вперед, при неудаче отступают и бегство не поставляют в стыд себе". "Искусно заманивают неприятеля, чтобы обхватить его. Завидев неприятеля, устремляются за корыстью подобно стае птиц, а когда бывают разбиты, то подобно черепице рассыпаются, подобно облакам рассеиваются". (Н. Я. Бичурин. Собрание сведений о народах..., С. 40).

Деление на роды

Гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины, и по необходимости собирались на совет старейшин. Постепенно из этих племен и родов сложились зачатки государственности. Во главе этого политического родового образования стоял верховный вождь - шаньюй. Он, в свою очередь, завещал свое место старшему сыну или младшему брату.

Письменность гуннов

У гуннов не было своей письменности и они заимствовали ее у соседнего Китая, ведя переписку на деревянных дощечках иероглифами. Они проводили перепись своего населения, чтобы собирать налоги.

Борьба с Китаем

Около четырех веков с разным успехом гунны вели борьбу с Китаем. Когда в конце I тыс. до н. э. произошел упадок китайской государственности, и могучая некогда страна распалась на отдельные княжества, то их северные соседи, кочевники, тут же, как саранча, устремились на них.

Сооружение Великой китайской стены

Однако при императоре Цинь Шихуанди произошло объединение Китая и были предприняты походы против гуннов, в результате чего те потерпели ряд сокрушительных поражений. В то же время продолжалось строительство оборонительных сооружений против кочевников, получившее название Великой китайской стены, которая протянулась на огромное расстояние - 4 тыс. км.

Шаньюй Модэ

Однако и она не помогла. Зато гунны сплотились вокруг Шаньюя Модэ и нанесли ряд поражений китайским войскам. Это произошло в 206 г. до н. э.

Модэ создал четыре конных корпуса, которые различались по масти коней: черная, белая, рыжая и серая. В 209 г. до н.э. они разгромили племена народа дунху, которым сами еще недавно платили дань. Китайцы были вынуждены заключить с Модэ долгосрочный договор о мире и родстве. Но после периода наивысшего подъема могущества гуннов наступило и время неудач. Гуннское объединение в начале I века н.э. распалось на две части. Южных гуннов покорил Китай, а северные племена какое-то время противостояли постоянным ударам других народов, которые нападали на них и с севера, и с востока, и с запада, а затем в 93 г. н.э. были окончательно разбиты. Уцелевшие группировки прорвались на запад и начали свой путь, окончившийся через три столетия в степях Восточной Европы.



§ 2. Сибирские племена


В следствии перемещения гуннов и пришли в движение остальные сибирские народы, покидая привычные места своего проживания.

На лесные племена это перемещение особо не отразилось, и здесь продолжали спокойно жить племена автохтонов. Их уклад жизни не меняется уже несколько веков. Зато часть племен Северного Казахстана и Западно-Сибирской лесостепи под давлением гуннов двинулись на запад и северо-восток, проникли на территорию нынешней Башкирии и Верхнего Прикамья, осели вдоль лесной полосы Западной Сибири. Произошло их смешение с местными народами. Об этом красноречиво говорят раскопки Козловского могильника III-V вв. близ Тюмени. Из находок видно, что победила культура лесных племен, а пришельцы ассимилировались, растворились в местных народах. Но и они оставили свой след в культуре сибирских народов, поскольку найдено множество предметов так называемого сарматского типа. Возросла и роль скотоводства.

Формирование народностей хантов и манси

Именно в это время произошло формирование древнемансийского народа в бассейнах рек Туры и Тавды. Зато в таежном Прииртышье и Нижнем Приобье жили древние ханты.



§ 3. Появление тюрок в Сибири


Наступает VI в. н.э. Из районов Алтая и Центрального Казахстана в Западно-Сибирскую лесостепь начинают просачиваются отдельные племена тюрок, а потом их поток нарастает, и они оттесняют на север жившие здесь ранее племена, частично ассимилируются. Это продолжается до IX в. н.э.

Ученые предполагают, что жившие в районе Тюмени и Верхнего Прииртышья племена и есть прародители древних мадьяр, современных венгров.

Образ жизни хантов и манси

Если рассматривать городища древних манси и хантов, в которых они жили в IX-XIII вв., то обычно их устраивали на высоких берегах рек. С противоположной стороны городища насыпали высокий земляной вал, поверх которого ставили частокол. Высота вала достигала 4 м. Свои укрепления северные народы располагали как можно ближе к пойменным лугам, где пасся их домашний скот.

Образ ведения хозяйства был у них традиционным: скотоводство, рыбная ловля, охота, примитивное земледелие.

Изменились внешние экономические и торговые связи этих народов. Если ранее они больше взаимодействовали с южными соседями, то теперь преобладают связи с Прикамьем, Русью, Волжской Булгарией.

Археологами найдены при раскопках славянские топоры, височные кольца, бубенчики, болгарские витые браслеты, серебряные бусы, замки и многие другие предметы подобного типа, что говорит о торговых связях этих народностей со славянами.

Русские в Югории

В это время совершаются походы новгородцев в Югорский край, осваивается Печора, и наступает первый этап проникновения русских за Урал.

О названиях народностей

По поводу названий северных народов существует несколько версий. Слово "югра" обычно возводится к коми этнониму "йогра", так как именно коми были древними посредниками между славянами и населением Западной Сибири, проводниками новгородских купцов в Югорскую землю. Не исключено, что первоначальный смысл этнического имени "югры" (фонетические варианты - угры, венгры) связан с ностратическими корнями - уг - юг - "река, вода", где - ар(а) -"народ", "племя", то есть "речной народ, "водяное племя".

Термин "остяк" восходит к угорскому корню - ас - (Обь, река), - ко - (человек). Следовательно: "остяк" - можно толковать как - "обские люди".

Слово "вогул" некоторые авторы прошлых лет выводили от коми-зырянского "вэгул" (дикий, темный), полагая, что так называли зыряне своих менее развитых соседей. Более правдоподобно предположение о происхождении этого названия от племенного "выкли".

Слово "самоед", особенно в ранних работах, трактовалось как отражение якобы имевшего когда-то место людоедства. Гораздо привлекательнее предположение о происхождении термина от племенного ненецкого названия "самаду". Вполне вероятным может быть также объяснение слова "самоед" от саамского "саам една" - "земля саамов". Возможно, что новгородцы, хорошо знакомые с саамами и названием их страны, перенесли этот термин на ненцев, с которыми они столкнулись позже и которые по внешнему виду и многим элементам культуры, действительно были сходны с саамами.

Современные названия этих народов вошли в употребление только с тридцатых годов нашего столетия и соответствуют их самоназваниям.

Этноним "манси" возводится к финскому слову "миес" - (мужчина, человек), либо к "ма", "маа" - (земля). Их соседи - остяки - называют себя: ханте, ханти, кантек - (русск. -- хант, ханты). Этимология этнонима остается пока неясной: имя "хант" соотносится с древним этнонимом "ант" - (друг, союзник), либо со словами "кант" - (злой), "контио" - (медведь), либо с апеллятивом - "ханнэхэ" - (человек).

Тюрки вторгаются лесное Прииртышье

В XIII в. происходят походы татаро-монгольских народов, и тюрки-кыпчаки, спасаясь от них, вторгаются в лесное Прииртышье, теснят угорские племена. Те в свою очередь уходят на север, заставляя потесниться приобских селькупов.

Западно-сибирские татары

Таким образом, в Западной Сибири возникла новая этническая группа из местных угорских племен, пришедших сюда тюрков-кыпчаков и частично из отставших от орды монголо-татар. В наше время их называют западносибирскими татарами.

Следует сказать, что в то время они еще не были мусульманами как сейчас. В большинстве своем они были идолопоклонники, язычники. Но отдельные роды принимали исламскую религию, находясь в дружественных или родственных отношениях с народами Средней Азии. В Сибирь неоднократно отправлялись мусульманские проповедники - шейхи, - которые призывали принять местные народы ислам. Сохранились предания о многочисленных войнах "за веру".

Происхождение этнонима "татарин" остается неясным, хотя китайцы своих северных соседей, монголов, еще в X в. иногда называли "татары". Некоторые варианты этнонима "татарин" дается как: "житель гор", "гонец", "курьер", но без достаточных на то оснований. В связи с этим, заметим, что тюркские названия родов и племен часто содержат корень -ар - авар, болгар, хазар, который имел в пратюркском языке значение "народ", "племя". Стоящие перед этим корнем определения указывают на смысловые отличия племен: - бол - "метис". Хаз - "хозяин", "господин". На Руси и в Западной Европе слово "татарин" после монгольского нашествия в XIII в. слилось со словом "монгол", имевшее значение "удалец".

В связи с этим приведем один из вариантов топонима "Сибирь". Считается, что он произошел от этнонима "сибир", "сабир", "сыбыр" и т. п., как наименовал себя древний полулегендарный народ, некогда обитавший на территории Западной Сибири. Но возникает законный вопрос: что означает этноним "сибир"? Обратимся к тюркоязычному переводу данного слова. "Сибэ" /тат./ - сыпать, поливать, кидать что либо на землю. "Ир" - мужчина, в широком смысле - народ. Следовательно "сибир" - это принадлежащий, находящийся, живущий на этой земле народ.


1. Откуда началось "Великое переселение народов"?

2. Как звался верховный вождь гуннов?

3. Была ли у гуннов письменность?

4. Когда и против кого началось сооружение Великой китайской стены?

5. Как началось формирование древних сибирских народов (манси и ханты)?

6. Дайте общую характеристику процессов, происходящих в Сибири в I тыс. н.э.

7. Покажите по карте примерные места проживания коренных народов Сибири.

8. Составьте рассказ на тему "Один день древнего охотника манси", "Один день воина гунна".

9. Найдите и прочтите в учебнике истории тему, где рассказывается о вторжении гуннов в Западную Европу.



Отрывок из книги Плано Карпини о народах, населяющих Северную Азию в XIII в.

[...]Подвинувшись оттуда далее, они пришли в Самогедам; а эти люди, как говорят, живут только охотами; палатки и платья их также сделаны только из шкур зверей. Подвинувшись оттуда далее, они пришли к некоей земле над Океаном, где нашли некиих чудовищ, которые, как нам говорили за верное, имели во всем человеческий облик, но концы ног у них были, как у ног быков, и голова у них была человеческая, а лицо - как у собаки; два слова говорили они на человеческий лад, а при третьем лаяли, как собака, и таким образом в промежутке разговора они вставляли лай, но все же возвращались к своей мысли, и таким образом можно было понять, что они говорили. Отсюда вернулись они в Команию и до сих пор некоторые из них пребывают там[...].

М. П. Алексеев. "Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей". 2 изд., Иркутск, 1941, С. 8.



Итальянский путешественник Марко Поло о занятиях и быте сибирских татар. XIII в.

[...]На севере, знайте, есть царь Канчи. Он Татарин, и все его подданные Татары; держатся они татарского закона, а закон этот дикий; но соблюдают они его же точно, как соблюдал Чингис-хан и другие истые Татары; делают они своего бога из войлока и называют его Натигай; делают ему и жену, называют двух богов Натигаем и его женой; говорят, что они боги земные и охраняют их скот, хлеба и все их земное добро. Они им молятся; когда едят что-нибудь вкусное, так мажут своим богам рты. Живут они как звери. Царь их никому не подвластен, хотя он из роду Чингис-хана, то есть из имперского, и близкий родственник великого хана; у него нет ни городов, ни замков, живут они всегда по большим равнинам и долинам и в высоких горах[...]. Питаются говядиною и молоком; хлеба у них нет никакого. У царя много народу, но он ни с кем не воюет, и мирно правит своим народом. Скотины у них много: верблюдов, коней, быков, овец и других животных. У них большие медведи, все белые и длиною в двадцать пядей. Есть тут лисицы, совсем черные и большие, и дикие ослы; много тут горностаев; из их шкур делаются дорогие шубы, о чем я вам рассказывал; мужская шуба стоит тысячу безантов. Белок обилие, и много фараоновых крыс, и все лето они ими питаются, потому что крысы очень жирные. Всякой дичины тут много; живут в местах диких и непроходимых. Еще у этого царя есть такие места, где никакая лошадь не пройдет; это страна, где много озер и ручейков; тут большой лед, трясины и грязь; лошади там не пройти. И эта дурная страна длится на тридцать днищ, и каждый день есть стоянка, где пристают гонцы, что ходят по стране. На каждой стоянке до сорока больших собак немного поменьше осла, и эти собаки возят гонцов от стоянки к стоянке, от одного днища до другого, и, скажу вам, вот как: по всему этому пути, по льду да по грязи, лошади не могут итти; во все тринадцать дней дорога между двух гор, по большой долине, и все тут лед да грязь, как я вам говорил[...]. И по этой то причине лошади не могут тут проходить, и телеги на колесах тут не пройдут; сделали они сани без колес, проходят они, не увязая, и по льду, и по грязи, и по трясине. Во многих наших странах есть сани; на них возят сено и солому зимою, когда много дождей и грязи. Сани они покрывают медвежью шкурою, и туда влезает гонец, возят их по шести больших собак, и везут их прямо к стоянке, не сбиваясь с дороги, по льду и по грязи; и так ездят от стоянки до стоянки. А тот, кто сторожит стоянку, садится также в сани, погоняет собак и едет дорогою кратчайшею и лучшею. На другой стоянке, как приедут - собаки и сани уже готовы и едут дальше; а те собаки, что привезли, возвращаются назад; и так каждый день ездят на собаках[...]. Те, кто живут здесь в горах и долинах, большие охотники; ловят они много дорогих животных высокой цены, и большая им от этого прибыль и выгода; ловят они соболей, горностаев, белок,[...] черных лисиц и много других животных; из них они выделывают дорогие шубы, высокой цены. У них такой снаряд, который промаха не дает.- Скажу вам, от великого здешнего холода их дома под землею, а иногда (люди) живут и над землею[...].

М. А. Алексеев. "Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей". 2 изд., Иркутск,1941,С.34-36.


[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]