Глава третья
СИБИРЬ ПЕРЕД ПРИСОЕДИНЕНИЕМ К РУССКОМУ ГОСУДАРСТВУ
§ 1. Начало русского освоения Сибири
Первые сведения о Югре
Общепринятая точка зрения, что Сибирь была присоединена к Русскому государству после прихода сюда дружины Ермака Тимофеевича, не совсем точна. За несколько столетий до похода в Сибирь дружины легендарного атамана новгородские купцы возили для обмена в Югорию свои товары.
Первые сведения о Югре появляются в русской летописи в 1096 г. В ней приводится рассказ новгородца Гюраты Роговича о посылке им своего "отрока" на Югру и Печорские земли:
"... упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба. В тех горах слышны громкие оклики и разговоры. Люди секут гору, желая просечь выход. И в горе той просечено оконце малое, и из него они говорят. Если кто их поймет - покажут на железо, указав движением руки, что просят железа. Кто им даст нож или топор, тому взамен дают меха. Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса... Этот путь идет и дальше на север". ("Повесть временных лет". Ч.1. Подготовка текста Д. С. Лихачева, М.-Л., 1950).
Привлеченные в Югорию слухами о богатствах "полнощных стран" сюда устремляются предприимчивые новгородцы не позднее XI столетия.
Югорская земля
Уже во второй половине IX в. Югорская земля считалась одной из "волостей" Великого Новгорода. Но жители Югры неоднократно восставали и пытались освободиться от своих притеснителей. Так в 1187 г. ими было убито сто именитых новгородцев, а в 1194 г. был истреблен почти весь русский отряд, о чем сообщает Новгородская летопись. Наиболее успешный поход за Каменный Пояс был совершен новгородцами в 1364 г. Во главе отрядов шли воеводы Александр Абакумович и Степан Ляпа. На Оби они разделились на два отряда: один направился в верховья Оби, а второй - в низовья "до моря". Уже тогда новгородцами были заложены первые русские городки за Уралом, в том числе и Ляпин городок.
Сибирские княжества (см. карту)
В XV веке проживавшие по рекам Конде, Пелыму и нижнему течению Сосьвы вогулы (манси) создали довольно крупное Пелымское княжество, центр которого находился у слияния Пелыма с Тавдой. Рядом с городком находилось одно из главных святилищ со "священной" лиственницей, у которой устраивались жертвоприношения. Там же были большие и малые кумирни с деревянными идолами и "священное копье" - одна из главных языческих святынь. В Пелымское княжество входили Кондинское княжество и Табаринская волость. Ими управляли выборные князья, которые были обязаны во время военных действий выступать совместно со всем пелымским войском.
Независимым было и Кодское княжество, образованное остяцкими (хантыйскими) племенами, во главе которых стоял "большой князь" Молдан, находившийся преимущественно в своей ставке в Кодском городке. По рекам Куноват и Сосьва возникло Ляпинское княжество, в котором проживали остяки (ханты) и находилось довольно большое количество хорошо укрепленных городков: Куноватский, Юильский, Березовый, Мункос, Илчма и др. На самом севере в низовьях Оби находилось Обдорское княжество с центром Пулноват-Ваше (Носовом городке).
Походы в Югру суздальских и московских отрядов
Но не только новгородцы претендовали на владение сибирскими землями и богатствами. Суздальские князья неоднократно совершали походы в богатую мехами землю. На пути "за Камень" (за Урал) в Югорскую землю был основан город Великий Устюг, упоминающийся в летописи в 1205 г., сыгравший позднее огромную роль в освоении Сибири.
В свою очередь московские князья не желали оставаться в стороне от борьбы за первенство между новгородцами и суздальцами. С миссионерской деятельностью идет в пермский край в конце XIV в. устюжский монах Стефан Пермский, (причисленный позднее к лику святых). Он обращает в христианство местные народности. А в 1383 г. учреждена Пермская епархия, находящаяся в подчинении Москвы.
Поход на Югру отряда Василия Скрябы
С приходом на Московский престол великого князя Ивана III и заключения им мира с Новгородом из числа устюжан снаряжается военная экспедиция для похода на Югру. 9 мая 1465 г. под началом Василия Скрябы отряд из добровольцев совершил поход на восточный склон Урала, который оказался довольно удачным. Двое угорских князя Калпик и Течик были захвачены в плен, привезены в Москву, где признали себя русскими подданными и обязались платить ежегодно московскому князю "ясак", то есть дань, которая состояла главным образом из пушнины, после чего их отпустили на родину.
Но далеко не все князья признали власть московских князей. Многие из них активно сопротивлялись, организовывали набеги на русские и пермские поселения, грабили их, жителей уводили в плен. Так князь Асыка в 1481 г. сжег до основания городок Покчу, разорил все близлежащие селения.
Поход Федора Курбского и Салтыка Травнина
В ответ Москва снарядила в 1483 г. в Зауралье военную экспедицию под началом Федора Курбского Черного и Ивана Салтыка Травнина. Их отряд поднялся по реке Вишере, притоку Камы, перешел через Уральские горы (в старину их звали Камень или Каменный Пояс) и вступил на земли пелымского княжества Асыки. Манси, возглавляемые сыном Асыки Юшманом, собрали свое воинство и встретили русских возле устья р. Пелым, но потерпели сокрушительное поражение.
Затем отряд Курбского двинулся дальше вниз по реке Тавде, пройдя по границе Тюменского ханства, и хан Ибак, который находился в дружественных отношениях с Москвой, пропустил их без боя. Отряд вышел из Тавды на Тобол, Иртыш и Обь. Там они "повоевали" Югру, захватив в плен кодского князя Молдана и еще нескольких князей. Летописец передает события так: "... от Сибири шли по Иртышу реке вниз, воюючи, да на Обь реку великую в Югорскую Землю". В том же 1483 г. на Оби ими были схвачены и увезены в Москву "большой" угорский князь Молдан и двое сыновей князька Екмычея.
Югорское посольство
После этого русские отряды вернулись обратно на Русь. А весной следующего года в Москве появилось посольство "от всея земли Кадские и Югорские" с просьбой отпустить пленных обратно на родину. Это были довольно высокопоставленные князья: Юшман и Калпа - от мансийских народов, Лятик - от Сибирской земли, Пыткей - от хантыйского Кодского княжества с Оби. Они признали власть Москвы, обязались собирать "ясак" и отправлять его московскому князю. После этого похода уже в 1484 г. московский государь дополнил свой титут и стал именовать себя еще и "великим князем Югорским", решив, что позиции Москвы в Сибири достаточно прочны.
После этого уже в 1484 г. московский государь дополнил свой титул и стал именовать себя еще и "великим князем Югорским", решив, что позиции Москвы в Сибири достаточно прочны. Но этот непрочный мир просуществовал недолго и через какой-то период вновь начались нападения на русские приуральские поселения.
Поход Семена Курбского и Петра Ушатого
В конце 1499 г. правительство Ивана III вновь отправляет рать в сибирские земли. На этот раз их ведут московские воеводы Семен Курбский, Петр Ушатый и Василий Бражник Гаврилов. Всего было собрано 4 тыс. воинов и все они шли на лыжах. Интересно, что русские воины, не устрашась сильных сибирских морозов, отправились в практически не заселенную землю, и это была не торговая экспедиция, а военная. Да, мужество нужно было немалое. Пройдя по протоку реки Печоры - Щегору, они вышли к Уральским горам. Тут они разделились на два отряда. Бражник Гаврилов повел свой отряд по хорошо известному русским промысловикам пути Югорским переходом. А второй отряд, который возглавили Курбский и Ушатый, двинулся севернее через "Камень щелью".
Уже на перевале им пришлось принять бой, в результате которого войско северных князей было разбито. Русским ратникам удалось захватить 200 оленьих упряжек, которые они использовали во время дальнейшего похода как средство передвижения.
Взятие сибирских городов
Очутившись на Югорской земле, русские отряды направились по притоку реки Северной Сосьвы Сыгве и вскоре достигли укрепленного городка Ляпина. Городок был взят штурмом. Успешно прошли и другие военные действия, в результате чего русским ратникам удалось занять 40 укрепленных городков и захватить в плен 58 человек - князьков, вождей племен, старейшин. Поняв, что сопротивляться опытным в воинских делах русским полкам не имеет смысла, к ним прибыла делегация жителей, проживающих подле устья Оби. Они согласились принять русское подданство и заключить мир. После чего полки повернули обратно и вернулись на Русь в 1500 г.
С тех пор начался регулярный сбор дани, причем сами "князцы" должны были собирать ее и доставлять в Москву. Не сохранилось сведений какой размер дани был определен. Скорее всего, он зависел от общей добычи пушного зверя и размер ясака устанавливали сами северные князья.
Вскоре в Югорскую землю стали посылать специальных людей, "данников", которые должны были собирать и доставлять дань в Москву. Русские "данники" старались привлекать на свою сторону местную знать, старейшин с помощью различных подарков, "жаловать" землями.
§ 2. Феодальная государственность в Сибири
Для европейца слово "Сибирь" было знакомо уже в 1367 г., когда увидела свет карта Франциска и Доминика Пицигани. Почти через сто лет в 1459 г. появляется карта Фра-Муаро.
Род Чингиз-хана
Когда же возникло знаменитое Сибирское ханство? Для этого нужно вспомнить походы правителя Золотой Орды хана Темуджина, известного нам под именем Чингис-хана, жившего между 1160-1227 гг. После него остались четыре сына, старший из которых Джучи умер раньше отца, но оставил сыновей, которые и продолжили его дело. Их имена: Батый, Берке, Шибан. Батый совершает поход на Русь в 1237-1240 гг., а затем основывает на Волге свое государство, известное под названием Золотой Орды. Он умирает в 1253 г.
Принятие магометанства в Золотой Орде
Преемником становится его брат Берке. В 1261 г. он принял магометанство, которое стало государственной религией Золотой Орды. Умер в 1266 г.
Примерно, в одно время с основанием на Волге улуса Джучиева в Средней Азии возникает ханство младшего сына Джучи - Шибана, его потомки стали именоваться шейбанитами. Они также принимают магометанство, но вскоре внутри этого государственного образования происходит раскол, и часть поданных уходит на север, где на берегу реки Ишим, притоке Иртыша, они основывают свою ставку. Возглавляет их хан Она или Он-сом, который подчинил угров, проживающих по Туре, Тоболу и Нижнему Иртышу. После его смерти молодое ханство возглавил выходец из местной знати (по другим данным - его сын) Тайбуга. Потомки Тайбуги стали в дальнейшем традиционно именоваться "тайбугинами". Столица ханства была перенесена на Туру, где она получила название Чимга-тypa или Чинги-тура. Само ханство стало называться Тюменским ханством.
Тюменское ханство
Но нельзя рассматривать это ханство как самостоятельную политическую единицу. Оно находилось в зависимости от Золотой Орды, о чем говорит приход сюда хана Тохтамыша, который бежал из своих владений после ряда сокрушительных поражений, полученных от хана Тимура. Но вскоре в Тюменское ханство приходит шейбанит (потомок хана Шибана) хан Ибак или Ивак. Ему удалось захватить власть и породниться с родом Тайбугинов. Он выдает замуж свою сестру за князя Мара, а затем вероломно убивает его. С этого времени возникает непрерывная борьба за ханский престол между представителями династии шейбанитов и тайбугинов. Сыновья убитого Мара - Адер и Яболак - бегут на Тобол, где проживают не подвластные Тюменскому ханству племена.
Казалось бы, хан Ибак добился своего, утвердившись на сибирском престоле, и теперь он начинает борьбу с ханом Золотой Орды Ахматом, породнившись с ногайскими ханами и используя их воинов в своих целях. Хан Ахмат на тот период являлся главным противником московского князя Ивана III и тут цели сибирского и московского правителей едины.
Сибирское ханство
В 1481 г. хан Ахмат гибнет. Недолго осталось царствовать и самому хану Ибаку. Тайбугины скапливают силы и в 1495 г. Ибака убивает хан Мамет или Махмет, родственник хана Мара. Он объединяет татарские улусы и переносит столицу из Чимга-туры на берега Иртыша, где и основывает новое Сибирское ханство. Столицей становится старинное городище угров Искер или Кашлык, называемое также Сибирью.
Борьба тайбугинов и шейбанитов
Но борьба тайбугинов и шейбанитов далеко не закончена. Наследником Ибака в Чимги-туре остался его брат Мамук. Когда он потерял часть сибирских территорий, то попытался овладеть Казанским ханством, но потерпел неудачу.
Последним правителем Тюменского ханства был Кулук-салтан, сын Ибака. Он как и его предшественник стремился расширить границы своего ханства и предпринял поход, чтоб отвоевать земли Перми Великой, которые уже с 1472 г. были присоединены к Москве, но безуспешно. Тюменское ханство постепенно угасает и вскоре совсем сходит с политической арены Сибири.
Столица сибирского ханства Искер
Точное время падения Тюменского ханства не известно, но уже в первом десятилетии XVI в. оно перестало существовать. Его земли перешли к правителям Сибирского ханства. Летописные источники приводят имена правителей сибирской земли: Махмед, Касим, Едигер, Бекбулат. Известно, что Касим был отцом Едигера и Бекбулата. Бекбулат в свою очередь имел сына Сейдяка (Сеид-хана). Их резиденция находилась в городище Искер, который упоминался еще на карте Пицигани в 1367 г.
Сибирское ханство занимало довольно обширные территории по Иртышу, Тоболу, Нижней Тавде до Туры, где находится городок Епанчи.
Управлял ханством - хан, представитель родовой знати, которого выдвигала правящая на данный момент родовая группировка. Приемником хана становился обычно его старший сын или братья или кто-то из родственных удельных правителей - беков (князей). Но, как показано выше, престол мог захватить и кто-то из "чужаков", что приводило к кровавым междоусобицам, которые могли продолжаться ни одно десятилетие.
Сибирское ханство населяли главным образом рыбаки и охотники "черные люди", с которых "тарханы" - местная знать - собирали ясак в пользу хана. Ясак состоял главным образом из пушнины или съестных припасов. Само ханство делилось на отдельные улусы, которые находились в непосредственном подчинении у местной родовой знати - беков и мурз. Они так же должны были участвовать со своими воинами во всех походах и военных действиях, которые предпринимал хан. За это они получали часть военной добычи. Государственный аппарат ханства состоял из визиря (карачи), советников и ясаулов (блюстителей порядка).
Дружба с Московским государством
Махмед и его сын Касим поддерживали дружеские связи с Москвой. Это видно из грамоты царя Федора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного) к хану Кучуму в 1597 г. В ней говорилось, что отец Едигера - Касим и дед Махмед - платили дань великому князю Московскому Ивану III. Так же, как его предшественники, поступал и хан Едигер, правивший совместно со своим братом Бекбулатом. Надо полагать, что взятие Казани Иваном Грозным оказало большое влияние на политику сибирских ханов.
Первая перепись в Сибири
В 1555 г. в Москву были направлены послы Сибирского ханства просить защиты и покровительства у Ивана IV. Они поздравили его с взятием Казанского ханства, а так же привезли от имени сибирских ханов многочисленные подарки. При этом было обещено ежегодно платить дань пушниной в 30 тыс. соболей. Иван Васильевич согласился принять и Сибирское ханство под свою руку и отправил в Сибирь полномочного посла сына боярского Дмитрия Непейцина, которому поручалось "князя Едигира и всю землю Сибирскую к правде привести" и дань "сполна взять". Тот привел к присяге сибирских жителей и переписал всех "черных" людей (работных), число которых оказалось 30700 человек, мужского пола. Сибирское ханство было обложено данью, которую должны были доставлять в Москву представители сибирских ханов. Кроме прочих титулов Иван прибавил еще один: "всеа Сибирския земли повелитель". Кроме того были восстановлены и вассальные отношения Москвы с югорскими княжествами. Принимая их под свое покровительство Москва обязалась: "жаловать и от сторон беречи, под своей рукою держати", за что требовала присылать ежегодно "дани со всякого человека по соболю".
Едигер и Бекбулат стремились завязать дружественные отношения с Москвой в надежде на военную помощь от могущественного покровителя: в соседних степях объявился еще один наследник сибирского престола - внук убитого тайбугинами Ибака сын хана Муртазы - хан Кучум.
§ 3. Сибирское ханство при Кучуме
Источники расходятся в определении точной даты вторжения в пределы Сибирского ханства Кучума: по одним данным это произошло в 1557 г., по другим - чуть позже. Считается, что уже в 1563 г. он разгромил войска тайбугинов, выступавших против него, и окончательно захватил власть в Сибирском ханстве. Иван IV, сосредоточив все силы на Ливонской войне, не смог отправить на помощь своим данникам войска, в результате чего Едигер с Бекбулатом были убиты жестоким противником. Удалось бежать лишь сыну Бекбулата, князю Сейдяку, который укрылся в Бухаре. Кучум опирался непосредственно на поддержку бухарского хана Абдуллы, у которого были в Сибири свои как политические так и торговые интересы. Кроме того исповедующая ислам Бухара надеялась с помощью своего ставленника насадить эту религию и в Сибири, жители которой в большинстве своем к тому времени продолжали оставаться язычниками. Военные отряды Кучума были частично набраны в Средней Азии, а так же сформированы из наемников-ногайцев, ставших в дальнейшем ханской гвардией.
После гибели Едигира и Бекбулата сибирская знать частично признала власть нового правителя, но многие беки и мурзы продолжали оказывать ему военное сопротивление, отказывались платить дань. Одним из таких противников был пелымский князь, а так же в большинстве своем северные князья.
Однако со временем Кучум подчинил себе и северные угорские племена до устья Иртыша, возможно частично и самоедов (ненцев), а так же вогулов по Конде и частично обложил данью башкирские племена, обитающие на восточных склонах Урала. Территория Сибирского ханства простиралась от уральской лесостепи (бассейн Туры) на западе и до Барабинских степей на востоке. Главную часть населения составляли сибирские татары. В столицу ханства Искер (Кашлык) шли купеческие караваны из Бухары, Хивы и других среднеазиатских городов. Здесь же происходил обмен товарами между северными народами и приезжими купцами из Средней Азии. Через территорию Сибирского ханства проходил древний караванный путь еще во времена Булгарского царства. Искер служил узловой точкой для знаменитого "мехового пути". Он служил своеобразными "воротами" между Европой и Азией. Через него дорогая пушнина попадала в Казань, Москву и страны Западной Европы. Это объясняет значимость Сибирского ханства как в общеазиатской так и европейской политике, а следовательно и заинтересованность соседних государств в установлении дружественных отношений с правителями ханства.
Посольство в Москву
На первых порах Кучум не желал ссориться с могущественным Московским княжеством и даже прислал в 1571 г. посольство в Москву, которое доставило туда 1000 соболей. Тем самым кучум подтвердив обязательства прежних сибирских правителей об уплате дани. Для установления дружественных связей между Москвой и новым правителем Сибирского ханства в Искер был направлен дьяк Третьяк Чубуков.
Но к 1572 г. хан Кучум покончил с последними своими противниками, укрепил позиции в Сибири и разорвал отношения с Москвой. После чего начал готовить войска для нападения на русские городки в Приуралье. К нему присоединились и ногайские мурзы, готовые поживиться за счет набега.
Русские земли в это время были опустошены отрядами крымского хана Девлет-Гирея. А на западе шла затяжная Ливонская война за выход России к Балтийскому морю, а потому Иван Грозный не спешил как-то отреагировать на разрыв отношений с Сибирским ханством.
Шейхи из Бухары
Известно, что в 1572 г. Кучум направляет в Бухару послов к эмиру Абдулле-Багадур-хану с просьбой прислать проповедников ислама. Тот отправляет в Сибирь Ярым-Сеида и Шербети-Шейха из Ургенча. Проповедники благополучно прибыли в Сибирь и пробыли здесь два года. Ярым-Сеид или умер, или был убит сибиряками, но известно, что он был похоронен в районе Искера. В 1574 г. Кучум опять обращается в Бухару с просьбой о присылке шейхов-проповедников. На этот раз в Сибирь направляются Дин-Али-Ходжа, племянник Ярым-Сеида, и все тот же Шербети-Шейх. Причем, в качестве сопровождающего вместе с шейхами ехал и старший брат хана Кучума - Ахмед-Гирей. Он должен был охранять шейхов в дороге от нападения разбойников и язычников.
Исламизация Сибири проходила как добровольно так и принудительным путем. Надо полагать, что представители знати принимали мусульманство сознательно, видя в нем более высокоразвитую культуру, что позволяло им выступать на равных с правящей верхушкой соседних восточных государств, родниться с ними за счет браков. Но "черные люди" с нежеланием отказывались от религии предков, многие старались укрыться в глухих лесных или болотистых местах, основывали там новые поселения. Как сообщает один из виднейших историков Сибири Г. Ф. Миллер: "В то время многие, которые не хотели добровольно по закону магометанскому подвергнуться обрезанию, были принуждены к тому силою, а некоторые упорно сопротивлявшиеся, поплатились даже за это своей жизнью". Татарские предания так же повествуют о насильственном обращении сибирских татар в мусульманство. Но постепенно ислам становится государственной религией Сибирского ханства.
Брат хана Кучума Ахмед-Гирей
Вместе с шейхами в Сибирь прибыл и брат Кучума Ахмед-Гирей, который, согласно некоторым источникам, каким-то образом завладел Сибирским престолом и был правителем ханства около пяти лет. Как проходило его правление неизвестно, но источники сообщают, что в 1578 г. его убил собственный тесть Шигай. После этого Кучум уже прочно утвердился в правлении Сибирским ханством.
Строительство укреплений
При Кучуме начинается активное строительство крепостных укреплении и "опасных городков" как поблизости от Искера так и на рубежах ханства. Известны их названия и примерное расположение. На Иртыше находится городок Сузгун-тура, другой городок звался Бицик-тура. Стояла засека на Чевашском мысу, был городок мурзы Аттика, на Тоболе - городок Карачи, советника Кучума. Выше по Иртышу находились городки Тунус и Кулары. А ближе к Уральским горам - "городок опасный" есаула Алышая, "заставной" городок на холме Ятман и "царево городище" на Тоболе. Все это говорит о дальновидной политике сибирского правителя.
Набег на городки Строгановых
Уже в 1573 г. Кучум отправляет воеводу Маметкула, своего племянника, во владения промышленников Строгановых на реку Чусовую для набега, но взять русские укрепления не удалось. Тогда татарские отряды опустошили селения манси, которые исправно платили дань московскому царю. Сам Кучум сроднился с соседними правителями, беря себе в жены их дочерей. Своего старшего сына Алея женил на дочери князя Тинахмата из Большой Ногайской орды, а свою дочь выдал замуж за ногайца Акмурзу. Надо полагать, что именно в то время он вынашивает далеко идущие планы о вытеснении русских за Урал. Большие надежды он возлагал на союз с Крымским ханством, чьи военные отряды систематически совершали набеги на южные русские рубежи. Подстрекаются к антирусским действиям казанские татары, черемисы (удмурты), а так же северные князья.
Обострение отношений Сибирского ханства с Москвой
К Кучум отправляет Ивану IV грамоту, в которой хоть и признает того "братом старшим", но называет себя "вольный человек Кучум царь", а далее: "И ныне похочешь миру, и мы примиримся, а похочешь воеватися, и мы воюемся".
Таким образом, смена в Сибирском ханстве династий привела к обострению отношений между Москвой и ханом Кучумом. Причем, военная угроза исходила именно от шейбанита Кучума. За всем этим просматривается агрессивная политика исламских правителей из Средней Азии и Крымского ханства по отношению к Московскому государству. В этой ситуации Иван IV решился на укрепление восточных границ государства путем строительства городков на Урале, фактически возложив оборону рубежей от воинственных соседей на плечи промышленников Строгановых, которым предоставил полную свободу действий в данном вопросе.
1. Как называли русские в древности земли, находящиеся за Уральскими горами?
2. Покажите на карте примерные маршруты походов русских военных отрядов за Урал.
3. Чем были вызваны походы русских за Урал?
4. Как привлекали на свою сторону сибирскую знать московские князья?
5. Назовите имена сыновей Чингис-хана.
6. На какие политические образования распалась Золотая орда?
7. Какие основные роды претендовали на власть в Тюменском ханстве?
8. Назовите примерное время образования Сибирского ханства.
9. Покажите на карте территорию, подчиненную Сибирскому ханству. Где находилась его столица?
10. Когда был заключен мирный договор между Сибирским ханством и Москвой?
[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]