Глава четвертая

СИБИРСКИЙ ПОХОД ЕРМАКА


"Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем".
Н. Бердяев



§ 1. Промышленники Строгановы


По одним данным, свой род уральские промышленники Строгановы вели от выходца из Золотой Орды "сына тамошнего Царя", перешедшего на русскую службу и принявшего православие при князе Дмитрии Донском. При крещении он получил имя Спиридона. Затем попал в плен к татарам, которые, якобы, сострогали с него мясо. Отсюда и образовалась фамилия - Строгановы.

По другой версии, они были выходцами из Новгорода и во время правления Ивана IV Васильевича (Грозного) получили вотчины на Урале, где основали многочисленные городки и занимались варкой соли. Кроме того, они вели обширную торговлю с народами, населяющими Сибирь.

Владения Строгановых на Каме и Чусовой

Первый из уральских промышленников - Аникей Федорович - родился около 1498 г. От первой жены он имел двух сыновей: Якова и Григория, с которыми переселился из Соль-Вычегодска в Пермь. 4 апреля 1558 г. он получает грамоту на владение уральскими землями по реке Каме до реки Чусовой на 146 верст. Младшего сына, Семена, он оставил в Соль-Вычегодске для управления обширным хозяйством.

Когда у Аникея Федоровича умирает вторая жена, он принимает постриг (монашество) и уходит от дел, основав Преображенский Пыскорский монастырь. Умер в 1570 г.

Именно Строгановы сделали первый шаг в промышленном освоении богатств Приуралья. Их вотчины стали плацдармом для похода через Урал, за Камень или Каменный Пояс, как тогда называли Уральские горы.

В 1558 г. они основывают близ устья реки Чусовой городок Канкор. В 1564 г. - крепость Кергедан на Орловском Волоке. В 1568 г. и в 1570 г. - несколько острогов-городков по берегам рек Чусовой и Сылве.

Двоевластие в Приуралье

К ним стекается разнородный люд: сбежавшие от помещиков крестьяне, бродяги и иные бездомные люди, которые получают у промышленников работу, жилье и защиту. Строгановы не предпринимали военных экспедиций против местных народов, а наоборот, пытались вовлечь их в торговлю, меняя товар, привезенный с Руси, на меха и продукты. Они постепенно, шаг за шагом, осваивали гигантские пространства, пытаясь избежать вражды с коренным населением. Управление краем в то время велось из Чердыни царскими воеводами. И когда Иван IV даровал Строгановым право разрабатывать и осваивать земли в Приуралье, то возникло своеобразное двоевластие: военное управление находилось в руках воевод, а экономическое - у промышленников Строгановых. Они же должны были самостоятельно укреплять и охранять свои городки от набегов местных князьков.

Добыча соли

Соль в XVI веке была весьма ценна для Российского государства, поскольку ее ввозили из-за границы, не имея своих постоянных варниц. Потому строгановское начинание было встречено царем милостиво, поскольку частично решало проблемы обеспечения населения солью. Единственно в чем было отказано Строгановым, так это в добыче медных, железных и серебряных руд. О наличии таких месторождений они обязаны были немедленно сообщать в Москву. К началу 1580-х гг. уральскими вотчинами управляли Максим, Григорий, Семен и Никита Строгановы.

Набеги на Строгановские вотчины

Строгановым пришлось с самого начало их пребывания на Урале отражать отдельные нападения северных князей на свои владения, для чего они вынуждены были строить укрепленные городки и нанимать на службу "ратных людей". С воцарением в Сибири хана Кучума подобные набеги участились. В 1564 г. Григорий Строганов сообщает в Москву следующее: "Хвалитца сеи сибирский салтан … идти в Пермь войной". В 1570 г. уральские промышленники вновь пишут царю о готовящемся вторжении на их земли сибирских татар.

В 1572 г. не без участия Кучума возник "Черемисский бунт", когда взбунтовавшиеся марийцы, удмурты и башкиры выступили против русских поселенцев и "повоевали" строгановские вотчины. Одновременно с ними поднялись ханты и манси, ведомые пелымским князем. На подавление бунта были брошены значительные силы. А в 1573 г. в Прикамье вторгаются сотни сибирских татар под предводительством племянника Кучума царевича Маметкула. Ими был схвачен и убит царский посол Третьяк Чебуков, направлявшийся в Казахскую орду. Но Маметкул, не дойдя до Нижнего Чусового городка, где укрылись Строгановы, повернул обратно. Узнав об этом Иван Грозный направляет Строгановым грамоту, согласно которой разрешает им: "А на сибирского (хана) Якову и Григорию, збирая охочих людей и остяков, и вогулич, и югрич, и самоедь, с своими наемными казаки и с нарядом своим посылати воевать и в полон сибирцев имати, и в дань за нас приводити". В связи с этим уральские промышленники решаются призвать для защиты своих владений казаков с Волги и 6 апреля 1579 г. направляют им свое приглашение. Уже в июне того же года казачьи дружины прибыли в Пермь Великую.

Уход казаков с Волги объясняется тем, что царское правительство решило обуздать волжскую вольницу и направило войска на поимку наиболее отчаянных атаманов, среди которых значился и Иван Кольцо, ближайший сподвижник Ермака.



§ 2. Казачество


Кто же такие казаки? Само слово "казак" или как писали в старину "козак" - тюркского происхождения и означает человека, людей отделившихся или отставших от основной орды, ушедших на окраины. Позже в слово "казак" стал вкладываться смысл "вольный человек".

Первое казачество появилось в степях между Волгой и Доном на границах с Русским государством. Там "полевали" как тюркские выходцы из своих улусов и аулов, так и русские крестьяне, бежавшие в степь от тягла и оброка. Эти отдельные ватажки беглецов часто жили совместно, промышляли разбоем купеческих караванов, набегами на пастушьи табуны и т.п. К зиме русские беглецы возвращались в свои деревни, чтобы по весне опять отправиться в Дикое Поле.

Ватажные люди сами себе выбирали "на кругу" вождя, который получал звание атамана" (от татарского "ата"- старший). Им становился наиболее опытный и уважаемый человек, которого круг мог и переизбрать по своему усмотрению.

Постепенно выходцев с Руси среди казачества становилось все больше. Если в 1538 г. московские власти отмечали, что "на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят", то к середине XVI столетия под казаками понимали преимущественно русских.

Кто шел в казаки?

Уже в 1546 г. воевода из Путивля писал Ивану IV: "Ныне, государь, казаков на поле много: и черкасцев, и кыян, и твоих государевых, вышли, государь, на поле изо всех украин".

Именно это время можно считать зарождением русского казачества. Здесь, в степи, не было деревень как на Руси, а казачьи поселения звались "станицами". Станицами же ходили в поход, позже - на царскую службу. Укрепления назывались "засеками", которые состояли из рвов, завалов из деревьев, крепостных сооружений. Отсюда пошло название запорожских казаков, выходцев из Киева - Запорожская Сечь.

Царь Иван Грозный и казаки

Постепенно казаки становятся грозной силой, вызывавшей беспокойство у ногайских и крымских ханов, которые не раз пытались извести казаков, но все их попытки заканчивались неудачей. В 1571 г. Иван IV впервые отправляет гонцов к донским атаманам, приглашая их на военную службу. Можно считать, что тем самым он признал их как реальную воинскую и политическую силу. Казаки не допустили вторжения ногайцев на русскую землю. А когда в 1579 г. началась война с Польшей под предводительством короля Стефана Батория, собравшего сорокатысячное войско, то для отражения врага Иван IV собирал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. Одним из казачьих атаманов, что участвовали в Ливонской войне, был и Ермак Тимофеевич, будущий покоритель Сибири.



§ 3. Казаки на Урале


Вот что сообщает Н. М. Карамзин о приходе волжских казаков в вотчины Строгановых: "К числу буйных атаманов волжских принадлежали тогда Ермак (Герман) Тимофеев, Иван Кольцо, осужденный государем на смерть, Яков Михайлов, Никита Пан, Матвей Мещеряк, известные удальством редким: слыша как они ужасают своею дерзостью не только мирных путешественников, но и все окрестные улусы кочевых народов, умные Строгановы предложили сим пяти храбрецам службу честную, послали к ним дары, написали грамоту ласковую (6 апреля 1579 г.), убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христианских витязей, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с Богом и с Россиею, сказали: "Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять великую Пермь и восточный край христианства".

Вместе с Ермаком к Строгановым прибыли (по некоторым данным) 540 человек - "с радостью и на радость", - как говорит летописец, - "… чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали, где показывались, там гибли".

22 июля 1581 г. казаки разбили наголову мурзу вогульского Бегулия, который напал на строгановские селения на Сылве и Чусовой, и "взяли его в плен и смирили вогуличей". Вот как передает Вычегодско-Вымская летопись события того времени: "Лета 7089 (1581) пришедше сибирский царь с вогуличи и югорцы на Пермь Великую на городки на Сылвенские и Чусовские, вотчины Строгановские грабил. Того же лета пелымский князь Кикек пришедше с товары, башкирцы, югорцы, вогуличи, пожегл и пограбил городки пермские Соликамск и Сылвинский и Яйвенский и вымские Повосты Койгород и Волосенцу пожегл, а Чердыню пристужил, но взяти не взял. Того же лета снарядиша Максим да Григорий Строгановы казацких ватаманов, а с ними охочие люди Сибирскую землю воевати, и шедшу тое казаки за единолет всю Сибирскую повоевали, за князя великого привели".

Как видим, с приходом на Урал казачьих сотен ситуация резко меняется: опытные и умелые воины они положили конец дерзким набегам на русские городки и селения далеко не мирных сибирских соседей. Казалось бы, Строгановы добились желаемого результата, который обеспечил им безопасность и спокойное существование. Казаки стали надежным оплотом по защите их владений. Но дальше последовали события, которые не только обезопасили уральские поселения, но положили конец вторжениям с востока любых вооруженных отрядов: казаки направились на завоевание "Сибирского юрта", которым уже около двух десятков лет правил хан Кучум.



§ 4. Начало похода в Сибирь


В 1581 г. (по другим данным в 1582 г.) казаки предпринимают знаменитый "сибирский поход", результатом которого стало окончательное присоединение Сибири к Русскому государству.

Н. М. Карамзин так описывает начало знаменитого похода в Сибирь: "Призывая донских атаманов, Строгановы имели в виду не одну защиту городов своих: испытав бодрость, мужество и верность казаков, узнав разум, великую отвагу, решительность их главного вождя, Ермака Тимофеевича, родом неизвестного, душою знаменитого, как сказано в летописи, составив еще особенную дружину из русских, татар, литвы, немцев, искупленных ими из неволи у ногайцев (которые, служа в войсках Иоанну, возвращались обыкновенно в улусы свои с пленниками), добыв оружия, изготовив все нужные запасы, Строгановы объявили поход, Ермака - воеводою и Сибирь - целью. Ратников было 840, одушевленных ревностью и веселием: кто хотел чести, кто добычи, донцы надеялись заслужить милость государеву, а немецкие и литовские пленники - свободу: Сибирь казалась им путем в любезное отечество! Воевода устроил войско: сверх атаманов избрал есаулов, сотников, пятидесятников: главный под ним был неустрашимый Иван Кольцо. Нагрузив ладьи запасами и снарядами, легкими пушками, семипятными пищалями, взяв вожатых, толмачей, иереев, отпев молебен, выслушав последний наказ Строгановых: "Иди с миром очистить землю Сибирскую и выгнать безбожного салтана Кучюма", Ермак, с обетом доблести и целомудрия, при звуке труб воинских, 1 сентября 1581 г. отплыл рекою Чусовою к горам Уральским, на подвиг славы, без всякого содействия, даже без ведома государева...".

До сих пор остается спорным вопрос: кто же был инициатором "сибирского похода". Некоторые летописцы отдают в этом вопросе предпочтение Строгановым, которые будто бы и снарядили экспедицию. По другим свидетельствам казаки самостоятельно предприняли свой поход в Сибирь. Надо полагать, что дружина Ермака ушла в поход без одобрения Ивана Грозного, о чем свидетельствует его грамота, направленная к Строгановым, когда над уральскими землями вновь нависла угроза вторжения воинских отрядов из Сибири: "Приказываю вам немедленно выслать Ермака с товарищами в Пермь и Усолье Камское, где должно покрыть вины свои совершенным усмирением остяков и вагуличей, а для ваших городов можете оставить у себя казаков сто, не более. Если же не исполните нашего указа, если впредь что-нибудь случится над Пермскою землею от Пелымского князя и Сибирского салтана, то возложим на вас большую опалу, а казаков-изменников велим перевешать".

Начало похода Ермака совпало с нападением на селения под Чердынью и Усолью пелымского князя "с вогуличами, остяками, сибирскими татарами и башкирами", о чем казаки, естественно, знать не могли. Участвовал в нападении и старший сын хана Кучума - царевич Алей. Но вернуть казаков, которые в то время плыли по направлению к Сибири, было уже невозможно.



§ 5. Военные действия казаков в Сибири

Начало похода

Сибирские летописи по разному описывают поход ермаковской дружины: по одной из них казаки зимовали на Урале, а затем с боями пробивались через заслоны сибирских татар; по другой - они уже 26 октября того же года приплыли к главной ставке хана Кучума - Искеру (Кашлыку). Достоверно известно, что с реки Чусовой отряд попал на речку Серебрянку, где они перетащили волоком струги через Уральские горы, спустили их на речку Жаровлю, по ней попали в Баранчу, затем в реку в Тагил, а с него в Туру и в Тобол, впадающий в Иртыш.

В поход казаки выступили на стругах - речных беспалубных гребных судах. Струг имел длину от 10 до 12 метров, а ширину - 2-3 метра. Борта над водой возвышались на 70 см. Средний струг вмещал около 20 человек. Свои суда казаки перетаскивали из реки в реку по каткам волоком. Также им пришлось поступить, когда они дошли до Уральских гор. Большие струги пришлось бросить.

Вот как передает те события Погодинская летопись: "... догребли до деревни до Епанчины, что ныне словет Туринский острог, и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша".

Когда казакам удалось захватить в плен некого "ханского человека" по имени Таузак, то они отпустили его с условием, что он сообщит хану Кучуму о появлении в его владениях казачьих стругов. Узнав об этом, Кучум направил против казаков большой отряд конников, который возглавил его племянник царевич Маметкул. В Урочище Бабасаны, произошло кровопролитное сражение, в результате которого татарская конница была разбита. Следуя вниз по Тоболу, казаки взяли городок ханского визиря Карачи. Тем временем Кучум стянул все свои наличные силы к Чевашскому мысу, устроив на берегу Иртыша засеки. В летописи сообщается, что сибирский хан в преклонном возрасте имел слабое зрение, а потому войсками командовал "батыр" Маметкул.

Казаки, приплыв к устью Тобола, заняли городок Атик-Мурзы и несколько дней там отдыхали, готовясь к решительному сражению. Близилась зима, малые речки уже сковал лед, возвращаться обратно на Урал было поздно, к тому же опасно. На казачьем кругу было решено принять сражение с войском хана Кучума.

Главное сражение

26 октября 1581(82)г. /по новому стилю 8 ноября/ произошло решающее сражение под Чевашским мысом дружины Ермака и войск хана Кучума. По церковному календарю - это день покровителя русского воинства Дмитрия Солунского, который с тех пор считается небесным покровителем Сибири.

Сражение началось неудачно для русских ратников, поскольку, выбравшись из стругов на берег, они были встречены тучами стрел. В ответ казаки пытались вести стрельбу из малых пушечек, установленных на судах, а также из пищалей. Но перестрелка не могла решить исход сражения. Тогда по приказу Ермака казаки начали отходить к стругам, чтоб выманить противника из укрытия. Царевич Маметкул, решив, что русские, велел разобрать завал и повел своих воинов врукопашную. Однако казаки не дрогнули перед превосходящими силами противника, проявили стойкость и упорство. В решительном сражении был ранен царевич Маметкул, его переправили на лодке на другую сторону Иртыша. Это известие внесло панику в ряды сторонников Кучума. Первыми дрогнули мансийские князьки и кинулись в бегство, а следом бежали и остальные. Казаки Ермака взяли Чевашский мыс штурмом. До столичного городка Искера оставалось всего несколько верст. Победа была одержана, как писали позже "Ермак взял Сибирь на щит".

Пребывание казаков в Сибири

После вступления казаков в Искер к ним вскоре явился князь Бояр, который привез им рыбу и другие съестные припасы. А вскоре стали возвращаться обратно и бежавшие из своих селений татары. Первую зиму казаки провели в Искере, в то время как хан Кучум находился неподалеку за Абалаком в небольшом селении Ярково.

В середине зимы для пополнения запасов продовольствия отряд казаков под предводительством есаула Богдана Брязги отправился на близлежащее озеро под Абалаком. Но, видимо, за ними следили лазутчики Маметкула, татарские воины тут же напали на малочисленный отряд и всех перебили. Летописец сообщает, что наряду с Брязгой погибли: Окула, Иван, Карчига и другие. Чтоб обезопасить себя от подобных нападений казаки решили выследить ханского племянника и захватить его в плен.

Н. М. Карамзин так описывает происходящее:

"Между тем владения казаков распространились мирным подданством двух князей вогульских, Ишбергея и Суклема: первый господствовал за Эскалбинскими болотами, на берегах Конды или Тавды, а второй - в окрестностях Тобола. Оба вызвались добровольно платить ясак, или дань, соболями и присягнули России в верности, которою Ишбердей приобрел особенную любовь казаков, служа им добрым советником и путеводителем в местах незнакомых. Таким образом, дела внутреннего управления, собирание дани, звериная и рыбная ловля, нужная для продовольствия в земле бесхлебной, занимали Ермака до апреля месяца, когда один мурза известил его, что дерзкий Маметкул снова приближается к Иртышу и кочует на Вагае с малочисленною толпою: требовалось скорости и тайны более, нежели силы, чтобы истребить сего врага неутомимого. Атаманы выбрали только 60 удальцов, которые ночью подкрались к Маметкулову стану, напали врасплох, умертвили многих сонных татар, взяли самого царевича живого и привели с торжеством в Искер, к великой радости Ермака: ибо он сим счастливым образом избавился от смелого, мужественного неприятеля и мог им воспользоваться как важным залогом в случае войны или мира с изгнанником Кучумом. Видел Маметкула, обагренного кровью своих братьев, но не думал о мести личной: ласкал и честил его под крепкою стражей.

Уже имея лазутчиков в отдельных местах, Ермак узнал, что Кучум, сраженный вестью о несчастии Маметкула, скитается в пустынях за Ишимом; что юный сын убитого им князя сибирского, Бекбулата, Сейдяк, увезенный в Бухарию слугами отца своего, возмужав летами и духом, идет на сего царя-хищника с шайками узбеков и что вельможа Карана изменил ему в бедствии: оставил Кучума, увел многих людей с собою и расположился кочевать в Лымской земле, на большом озере, выше устья Тары, впадающей в Иртыш, близ реки Осмы".

Поход на север

Летом Ермак решил рассредоточить силы и, оставив часть воинов в Искере, сам с основной дружиной поплыл по Иртышу дальше на север.

Первым укрепленным городком на их пути, был Аремзянский острожек, защитники которого оказали сильнейшее сопротивление. Но крепость была взята приступом. Далее следовали городки: Надцы, Карбинский, Туртас. Их жители сдались казакам без боя и присягнули на верность московскому царю.

На берегу речки Демьянки жил князь Бояр, что уже выказал казакам свое расположение и оказал им помощь. Но дальше располагались Верх-Демьянские волости, многие из которых пришлось брать штурмом. После Демьянки казацкие струги попали на речку Рачу. У селения Цынгалы река оказалась перегороженной, но казаки разобрали завал, а затем овладели городком Нарымским. Покорилась и земля князя Тарханского, а вот большой и сильный князь Самар собрал на помощь восемь других князьков и засел в урочище на горе в 15 верстах от устья Иртыша, против Самарской протоки. Но во время штурма князь Самар и его ближайшее окружение пали в бою, остальные защитники сдались на милость победителей. В Самаровском городке казаки провели неделю и привели к "шерти" (присяге) местное население. С Иртыша они попали на Обь и дошли до Белогорья, проведя там три дня, а затем поплыли обратно к Искеру.

Результаты похода на север показали всем сибирским правителям, что с казаками лучше водить дружбу, чем воевать. Вскоре в Искер пожаловал "большой кодский князь Алачей", в подчинении которого находилось 12 укрепленных городков. Он добровольно присягнул на верность русскому царю, за что казаки не только признали его своим союзником, но и поставили управлять всеми покоренными северными землями, которыми кодские князья владели землями до XVII в.

Поход на Пелым

Следующую зимовку казаки проводили в городке ханского визиря Карачи, вероятно посчитав его более выгодным в стратегическом отношении. На другое лето казачья флотилия отправляется по реке Тавде на Пелым, где находилось одно из самых сильных и воинственных княжеств манси - Пелымское, в свое время оказавшее сильное сопротивление хану Кучуму. Правителем княжества в то время был князь Аблы-Герим. Его союзник князь Лабута, собрал ополчение и попытался остановить казаков, но они продолжали с боями двигаться вперед. Поднимаясь вверх по Тавде, казаки достигли одного из самых больших в Сибири святилищ - Чандырь, на котором якобы находился знаменитый языческий идол - "Золотая баба".

В конечном итоге казакам удалось дойти до Пелыма, ставки хана Аблы-Герима, где тот укрылся со своим воинством. Но городище оказалось столь хорошо укрепленным, что Ермак во избежание потерь отказался от штурма и повернул обратно к Искеру. Некоторые мансийские племена занимались примитивным земледелием, за счет чего казаки смогли пополнить свои хлебные запасы, что им не удавалось сделать после отплытия с Урала. То был первый ясачный хлеб в Сибири, как об этом позже писал С. У. Ремезов.

Посольство в Москву

Весной 1583 г. Ермак снарядил в Москву посольство (по казачьим понятиям - "станицу").

В Погодинской летописи довольно подробно сообщается о маршруте посольства: "... Доплыша по Иртышу реке вниз и по великой Оби вниз же и черес Камень прошли Собью же рекою в Пусто-озеро, туда ж (шел) казак Черкас Александров". Там же сообщается, что с собой казаки везли в Москву: "... сибирского царя Кучюма и с его детьми с Алеем да Алтынаем да с Ышимом".

Иван Грозный встретил известие о взятии Сибири благосклонно и повелел направить казакам в Сибирь: "царское жалование" и оружейные припасы. А Ермаку, согласно преданию, была пожалована "шуба с царского плеча", а также кольчуга и панцирь Петра Ивановича Шуйского, царского воеводы. Кроме того на подмогу казакам в Сибирь велено было отправить отряд стрельцов с воеводой. 7 января 1584 г. царь отправляет к Строгановым письменный наказ, согласно которому те должны были построить 15 стругов для похода ратников в Сибирь, которых набирали из Казани, Свияжске и Вятки. Во главе их был поставлен воевода князь Семен Волховской, а в помощники ему даны Иван Киреев и Иван Васильевич Глухов.

Однако поход в Сибирь отряда Волховского закончился трагически. Отправляясь летом, они не позаботились о теплой одежде, тяжелые струги вместе с хлебными припасами из-за тяжести бросили на перевале. Кроме того, жилье для них не было приготовлено и почти все стрельцы, в том числе и князь Волховской, погибли в первую же зиму.

Вот как сообщается о том в летописи: "Которые люди присланы были с воеводою со князем Семеном Волховским и с головами казанские да свияженские стрельцы да пермичи и вятчане, а запасу у них не было никакого, и те все присыльные люди... померли в Старой Сибири з голоду".

Гибель Ермака

После пленения Маметкула татарское воинство возглавил визирь Карача. Он хитростью заманил к себе атамана Ивана Кольцо, а с ним 40 воинов, которых по его приказу вероломно убили, а оставшихся казаков во главе с Ермаком обложили в Искере. Но казакам и на этот раз удалось отбросить противника.

Следующий поход Ермак предпринял в верховья Иртыша в области наиболее плотно заселенные сибирскими татарами, надеясь, что их завоевание принесет долгожданную стабильность в крае. Во время этого похода казаки заняли Бегишев городок, селения Каурдак и Саргачик, жители которых также были приведены к присяге. Вслед за ними присягнул князь Елыдай, преподнеся казакам дары и ясак. Далее казачьи струги по реке Ишим и вступили во владения князя Саргачика. Во время ночного штурма овладели городищем Ишим-Томак, но не смогли взять хорошо укрепленную крепость Кулары. Добравшись до рубежей Сибирского ханства по реке Шиш, отряд повернул обратно. Во время похода они получили ложное известие, будто воины Кучума задержали купеческий караван, что направлялся в Искер. Ермак поспешил к ним на выручку. В ночь на 6 августа 1584 г. во время ночлега у устья реки Вагай на них напали татарские воины и в сражении с ними погиб атаман Ермак. По преданию его похоронили на старом татарском кладбище в селении Баишево. Остальные казаки, лишившись атамана, решили вернуться за Урал старинным Печерским путем. Командование принял на себя Матвей Мещеряк.

Судьба хана Кучума

После поражения под Чевашским мысом в Искер хан Кучум больше не вернулся. Сибирскую столицу занял его старший сын Алей, но ненадолго. В Сибирь из Бухары возвратился сын убитого Кучумом хана Бекбулата - царевич Сейдяк (Сеид-Ахмат). Местное население продолжало считать его законным наследником и он занимает Искер, а вместе с тем наследует и престол Сибирского ханства.

Кучум откочевал с верными ему нукерами и близкими родственниками в ногайские степи, искал союзников в борьбе за Сибирское ханство, вел переписку с преемниками Ивана IV на московском престоле, несколько раз подходил к Искеру и вновь уходил в степи. Русские отряды постоянно преследовали престарелого хана, попали в плен его сыновья Абдул-Хаир, Асманак другие. Их переправили в Москву, где они получили "в удел" города и волости, несли ратную службу. Кучум неоднократно получал из Москвы грамоты с предложением заключить мир, но отказывался сделать это. В одной из ответных грамот он писал: "Прошу у великого князя у белого царя Иртышского берегу...".

В августе 1598 г. помощник тарского воеводы Андрей Воейков и казачий атаман Черкас Александров с дружиной в 400 человек отправились на поиски Кучума в Барабинские степи, чтобы взять его в плен и доставить в Москву. 20 августа они напали на ставку бывшего сибирского правителя, но самому Кучуму удалось уйти. В последнем бою погибли почти все его сыновья, а остальные родственники попали в плен. Сдались так же все мурзы и воины личной стражи. С ханом остался лишь последний его сын Канай, которого Кучум послал в Бухару. Сам же он с 30 верными нукерами ушел дальше в степи, где, по одной из версий был убит в стычке с калмыками.

Последний представитель рода тайбугинов, царевич Сеидяк, а вместе с ним и визирь Карача, были взяты в плен письменным головой Данилой Чулковым (основателем Тобольска) и доставлены в Москву. Таким образом вся верхушка сибирского ханства перешла на службу русскому государству. Никто из них в дальнейшем в Сибирь отпущен не был.

Значение похода Ермака

Поход Ермака и последовавшее за этим окончательное присоединение Сибири к русскому государству не было случайным стечением обстоятельств и удачей казачьего отряда. Местное население давно тяготело к более сильному западному соседу, а миролюбие и веротерпимость русских позволили провести присоединение огромного края без больших потерь с обеих сторон.

О владении Сибирью мечтали многие европейские государства: Англия, Швеция, Голландия, направлявшие до ермаковского похода и позже свои экспедиции в эти края. Огромная, но малонаселенная Сибирь не могла остаться вне политических процессов, происходящих на Востоке и в Европе. Присоединение обширного края к России положило конец внутриэтнической розни меж различными племенами и народами, а также оградило Сибирь от внешней военно-политической экспансии могущественных как восточных, так и европейских государств. Поход Ермака не был окончательным этапом присоединения Сибири к России - этот процесс продолжился в дальнейшем закладкой русских городов и освоением ее гражданским населением.


1. Укажите на карте владения купцов Строгановых.

2. Расскажите, кто такие "казаки" и где были их основные места проживания?

3. Как московские князья относились к казакам?

4. Назовите труды историков, где описывается поход дружины Ермака.

5. Покажите на карте маршрут движения дружины Ермака.

6. Назовите основные бои дружины Ермака с воинами хана Кучума. Укажите их на карте.

7. Кто из местных князей претендовал на трон Сибирского ханства и какова судьба этого князя?

8. Расскажите, что вам известно о гибели Ермака и где находится его могила.

9. Какую дополнительную литературу вы читали о походе Ермака?

10. Назовите имена сподвижников Ермака.



Летопись ямщика И. Черепанова о пленении татарского князька Сейдяка тобольским воеводой Д. Чулковым.


От сотворения мира 7096, от Рожд. Хр. 1588, царя Фед. Иоан. 5, взятия Сибири 8.

[...] Во второе лето по совершении строения города Тобольска, князь Сейдяк в городе Сибири спокойно имел житие и неприятельских поисков с воеводою никаких не производили. В день же веселой и ясную погоду, для прогулки, выехал он, князь Сейдяк, из своего города Сибири со своими товарищи, то есть с царевичем Казачьей орды Салтаном, да с мурзой Карачею, с ними татар с пять сот человек. По случаю же или забавы ястребиной охоты по берегу реки Иртыша, во всем своем удовольствии, подошли они к городу весьма близко, или для присмотру какого над городом, однакож в Княжем Лугу забавлялись своею охотой, пущали ястребов своих за птицами. Оный Княжей Луг находится на восточном берегу реки Иртыша, от Чувашевскаго мыса простирается до самого Тобольска. По сему случаю называется сие место и поныне Княжей Луг и небольшая речка на конце нижняго посаду города Тобольска, текущая чрез Ямскую слободу в Иртыш, именуется потому Княжуха. С города же Тобольска которые были на городских караулах казаки увидели в поле людей и уведомились, что тут имеется и князь Сейдяк, тотчас воеводе Чулкову репортовали о том, что воевода, видя сей случай, искал в том, чтоб пользоваться им. Не упуская времени, послал прежде к ним в Луг и велел князя Сейдяка с товарищи просить к себе на обед и посоветовать о мирном и соседственном состоянии, что воевода желаемое и получил. Они от того не отреклись. Но прежде князь Сейдяк пребовал совету от царевича Салтана и Карачи Мурзы и, по кратком совете, пришли к городу. Воевода же Чулков встретил их у самых ворот. Князь же Сейдяк без такого договору в город не вступил, но чтоб и всем, при нем обретающимся людем в город войти позволено было. А понеже сие намерение Чулкову было вредительно, то он приятельскими представлениями то учинил и позволил только войти сто человекам, а прочих оставить за городом у ворот. Воевода же новых гостей к себе в дом привел и посадил их за стол, на то уготованный, и чествовал их обедом; пили они довольно. И так по довольном разговоре князь Сейдяк нечто задумался, ни питье принимать не стал, чем Чулков более пользовался и его тем попрекнул, что он к русским недоброжелателен и злобу в своем сердце имеет, князь же Сейдяк свою невинность на словах оправдал и показывал то, что я доброжелателен к вам и никакого зла не имею. Воевода же взял чашу, наполнил вином и предложил ему с товарищи такую речь: ежели де ты князь Сейдяк не имеешь в сердце своем злобы на нас, также и царевич Салтан и Мурза Карача, и невинность свою тем докажете, чтоб выпить чашу сею за здравие нашего государя. Сам воевода прежде выпил и поднес князю Сейдяку. Приняв же князь Сейдяк и пил оную чашу и в гортани его поперхнуло; потом царевичу Салтану и Мурзе Караче, которым такие же меры приключились, что видев воевода и все притом бывшие на то положились, что зло думают они, а между тем, по Чулкову приказу все казаки с ружьем готовы были. И помахал воевода рукою войско, велел в городе имеющихся татар побивать, что видя князь Сейдяк с товарищи погибель своих, кинулись в окна и бежать хотели, но все того же часа пойманы и взяты были под караул. Оставшиеся за городом татара, слышали, что князь их и его товарищи взяты под караул, а татара все в городе побиты, не искали способу, чтоб своего государя свободна учинить, но только нашли дороги в разныя места для сохранения своего живота бежать и имели за собой гонящаго страха столько, что и в город свой не возвратились. Тот же случай слышали и в городе Сибири, не отпуская того времени, бежали; город же оставили пуст; и с того времени ни татара, ни русские больше в городе Сибири не живали [...]

Летопись Сибирская тобольского ямщика Ивана Черепанова. Список с рукописи, хранящийся в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, С. 82-84.



Отписка тюменского воеводы боярина Матвея Годунова туринскому воеводе Ивану Годунову о приглашении охочих русских людей и татар в поход против калмыков. Март 1607 г.


Господину Ивану Никитичу Матвей Годунов да Назарей Изъединов челом бьют. Писано, господине, к нам на Тюмень в государеве грамоте, чтоб послать с Тюмени на колмаков ратных людей, литву, и черкас, и конных казаков, и татар юртовских и ясачных и охочих людей; и мы, господине, на колмаков с Тюмени ратных людей посылаем. И будет, господине, похотят Туринсково острогу охочие русские люди и татаровя итти на колмаков с тюменскими людьми вместе, и тебе бы, господине, прислать их на Тюмень вскоре не мешкая.

Г. Ф. Миллер. История Сибири. Т.II, М.-Л., 1941, С. 195.


[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]