Глава восьмая

НАШ КРАЙ В XVII ВЕКЕ



§ 1. Тобольские воеводы


Если первоначально Тобольск административно находился в подчинении у Тюмени, то с 1590 г. при воеводе В. В. Кольцове-Мосальском он становится главным городом Сибири. Это произошло при царе Федоре Иоанновиче. В связи с этим в Тобольск в XVII в. стали направлять уже двух воевод, двух дьяков и двух служащих в должности письменного головы.

Главным воеводой обычно становился кто-то из ближних царских родственников. Так, при Борисе Годунове тобольским воеводой был направлен окольничий С. Ф. Сабуров. А во время царствования Романовых - такие знатные люди как Салтыковы, Шереметьевы, Голицыны, Черкасские.

Но на воеводство в Сибирь мог попасть и опальный человек. Так произошло с князем Д. Т. Трубецким и его двоюродным братом А. Н. Трубецким, а также с князем А. А. Голицыным (братом жены Дмитрия Пожарского).

Чем же ведал тобольский воевода? По сути дела, он являлся наместником царя в Сибири и занимался всеми текущими делами: от военных до хозяйственных.

Перечислим основные обязанности воевод того времени:

1. Военное командование сибирскими войсками.

2. Оборона и защита русских поселений.

3. "Приискивание" и приписка к российской короне новых земель.

4. Сбор ясака с местного населения.

5. Ведение торговли и обеспечение хлебными припасами.

6. Строительство крепостей, городов и гражданских сооружений.

7. Размещение и присмотр за ссыльными и опальными людьми.

8. Контроль за "мягкой рухлядью", пушниной, которая собиралась в Тобольске, где ее хранили до отправки в Москву.

9. Решение имущественных и территориальных споров и уголовных дел.

По приказу воеводы мог быть казнен или осужден любой сибирский житель, кроме "инородца" - так в то время называли коренных жителей Сибири - татар, хантов, бурятов и других. Их участь мог решить только сам царь. В случае провинности какого-либо сибирского князька, то он мог быть арестован тобольским воеводой, но затем дело выходило из-под воеводского контроля и направлялось в Москву.

Тобольский воевода мог принимать послов соседних государств, княжеств. В дипломатическом отношении Тобольск был весьма важной инстанцией в устройстве взаимоотношений с азиатскими владыками: оттого как прошел прием их послов, по пышности убранства воеводского дворца, количеству подарков и прочим богатствам, судили и о московском государе. Поэтому воевода должен был проявлять максимум осмотрительности и такта, вести себя как истинный дипломат. На этом строились взаимоотношения с соседями.



Прием послов в Тобольске (по рассказу современника). [XVII в.]


[...] Калмыки прежде имели одного князя; теперь же князей у них много; они называют их тайшами. Эти последние имеют при себе многочисленные войска и время от времени ведут между собой войны. С москвитянами же тайши стараются жить в условиях дружелюбного соседства, на том лишь условии, чтобы послы их были благосклонно принимаемы. Это обыкновенно и соблюдается со стороны москвитян рачительно, тем более, что это им не дорого стоит. Когда в Тобольск прибывает какой-либо калмыцкий посол, то его не допускают до личного представления воеводе (если только это не посол великого или верховного тайши): ему отводится помещение в пригороде, а для ознакомления с целью его приезда посылают подьячего. Причиною же посольства своего по большей части такие гонцы выставляют лишь желание осведомиться о здоровии пресветлейшего государя царя московского и донести о вожделенном здравии государя их тайши и его готовности к службе его царского величества во всякое время и во всяком месте, со всем своим войском, куда бы ни было приказано. Затем посла угощают различными питиями и ежедневно в изобилии доставляют ему съестные припасы; при отъезде же ему жалуются два или три куска обыкновенного сукна, а для тайши отпускается сукно получше. Благодаря такому щедрому приему, послы эти часто остаются по целым годам, хотя бы им нечего было делать. Впрочем, некоторые из них по их требованию, признанному заслуживающим внимания, препровождаются в Москву, откуда возвращаются с более ценными подарками [...]

Ю. Крижанич. История о Сибири. В кн.: А. Титов. Сибирь в XVII веке, М. 1890, стр. 182, 183.



§ 2. Волнение на юге Сибири


Движение русских переселенцев столкнулось со встречным движением степных кочевников, что привело к волнениям среди степных народов. В тоже время шла борьба между отдельными племенами, а так же меж монгольскими властелинами и казахскими ханами за пастбища, за данников и т. п.

В 30-х годах XVII в. образовалось Джунгарское ханство. Между Россией и Джунгарией установились как торговые, так и дипломатические отношения. На сибирские ярмарки и торга в Тобольск, Тару, Тюмень гнали для продажи отличный степной скот, везли кожи, приводили табуны коней. Но о чем долго не могли договориться русские власти и джунгарские правители - это о сборе ясака с енисейских киргизов, алтайцев, барабинцев и других народов приграничных областей. Возникло даже называемое "двоеданство", то есть двойная зависимость местных жителей от России, с одной стороны, и Джунгарией с другой, когда аборигены вынуждены были платить двойную дань, являясь одновременно вассалами двух государств.

Урегулирование таких сложных конфликтов также входило в круг обязанностей тобольских воевод.



§ 3. Хлебопашество


Другой не менее важной задачей местной администрации стала необходимость организации хлебопашества. Несмотря на то, что многие сибирские племена задолго до прихода сюда русского населения имели некоторые земледельческие навыки, но урожай, собираемый ими, был столь мал, что его едва хватало самим аборигенам. Обработка земли велась в основном мотыжным способом. Из посевов наиболее распространенными были такие культуры как: кырлык, просо, ячмень, реже пшеница. Питательный рацион составляли и дикорастущие растения: сарана, дикий лук, пион, кедровый орех.

Поэтому русские переселенцы испытывали нужду в хлебе, и грамоты тех лет пестрят сообщениями как: "едим траву и коренья".

Не надо забывать, что русские пришли в Сибирь, влекомые главным образом ее пушными богатствами. Отсюда и специфика их расселения в северных притундровых районах, где земледелие развиваться не могло из-за климатических условий. Расселение в южных районах крестьянства долгое время не могло состояться из-за нестабильности политической обстановки, набегов кочевнических племен. И потому первоначально хлебопашество начиналось у хорошо укрепленных городов и острогов в непосредственной близости к ним.

Так, под Тобольском одними из первых начали распахивать земли поселенцы в районе Абалака. Тут была заведена так называемая "государева пашня". При этом вся земля в Сибири была объявлена государевой, и крестьяне селились на ней, получая надел в свое пользование из расчета 4:1, то есть 4 части земли шли для крестьянской семьи, а одна - в пользу государства. При обработке крестьянином надела присутствовали обычно приказчики, наблюдающие за работами. Им же сдавалась и четвертая часть урожая. Иногда с крестьян собирали хлебный оброк вместо отработки на государственной земле.

Помещичьего земледелия в Сибири в XVII веке практически не было из-за отсутствия свободных крестьян.

Уже с 1590 г. в Сибирь направлялись крестьяне "по указу" из северных российских областей как наиболее привычных к сибирским климатическим условиям. Переселялись из Сольвычегодского уезда, из Перми, Вятки, Казани. Кроме того, практически всех ссыльных обязывали "садится на землю", заниматься хлебопашеством, но эта категория переселенцев оказывалась плохими крестьянами и зачастую они разбегалась с мест поселения. В итоге, к концу XVII в. в Сибири оказалось свыше 11400 крестьянских дворов с населением в 27 тыс. человек мужского пола. Переселенцам давалась "подмога" и ссуда в виде небольшой денежной суммы или зерном, хозяйственными орудиями, иногда лошадьми и скотом. Все делалось по усмотрению местной администрации, она же определяла и размеры помощи.

Немалую роль сыграли в организации сибирского землепашества и монастыри. Их в Сибири в XVII в. насчитывалось более 30 - все они имели свой земельный надел, устраивали пашню, привлекали крестьян, которым оказывали помощь и поддержку.

Многие крестьяне, бежавшие в Сибирь самовольно от помещика, а то и от правосудия, захватывали земли, распахивали их и первоначально податей государству не платили. Но их отыскивали воеводские приказчики и облагали оброком или иной повинностью, приписывали к государственным крестьянам.

Но не только крестьяне занимались обработкой земли. Отсутствие хлеба заставляло браться за распашку земли и служилых людей. Дело в том, что им выплачивали так называемое "хлебное жалование" (кроме денежного), но оно было крайне скудным. Судите сами: в год им положено было от 10 до 40 четей хлеба (четь - 4 пуда или 64 кг). В результате, рядовой служащий получал 5 пудов хлеба на едока - 80 кг. Поскольку половина хлебного жалования выплачивалась овсом для прокорма лошадей, можно легко подсчитать, что на человека выходило всего по 200 г на день. К тому же хлебное жалованье доставляли из России с большими задержками, и все это вынуждало служилых людей заниматься хлебопашеством.

Так, в Тобольске в 1624 г. хлебопашеством занималось 44,4 % посадских людей. А в Томске практически все посадское население имело свою пашню.

Но не так-то просто было крестьянину обосноваться на новом месте, выбрать под пашню место, засеять, а самое главное - собрать урожай. Документы того времени полны лаконичных сообщений: "хлеб позяб", "была засуха", "хлеб водою вымыло" и т. п. И только постепенно, приноравливаясь и приспосабливаясь к местным климатическим условиям, земледельцы шаг за шагом овладевали премудростями выращивания хлеба в Сибири. А на это уходили десятилетия.

Первым делом вновь прибывший посельщик-переселенец выбирал место под пашню. В зависимости от этого вырастало потом рядом с пашней и селение, деревня. Мало того, что для посевов хлеба шла далеко не всякая земля, но она должна быть еще и свободной для отвода поселенцу. Воеводы никогда не трогали земель, на которых находились угодья местного населения. И крестьянам отводили лишь пустопорожние земли, никем не занятые.

Уже к началу XVII в. в Сибири проживало 236 тыс. человек, большую часть из которых составляли крестьяне. Следует отметить, что процесс заселения Сибири хлебопашцами происходил практически без столкновений с коренным населением.

Что же выращивали на новых землях переселенцы? То же самое, что и в зоне своего постоянного проживания в России. Это рожь озимая и яровая, просо, овес, ячмень, горох, гречиха, конопля и реже - пшеница, урожай которой находился в прямой зависимости от климатических условий.

На огородах выращивали огурцы, капусту, репу, морковь, лук, чеснок. Но главной культурой была все же рожь. Сибирь даже называли "ржаной страной".

Русские деревни, которые строились преимущественно вблизи городов и острогов, были в основном к концу XVII века однодворки или на два-три дома. Это объясняется тем, что под пашни старались использовать главным образом елани - большие лесные поляны, свободные от леса. А разрабатывать таежные массивы было трудно. Именно поэтому, выбрав свободное от леса местечко, там селились одна-две семьи и для вновь пришедших места уже не было. Но постепенно сибирские деревни начали разрастаться, образовались большие села.

И хотя русский крестьянин появился уже и на Амуре, но главные земледельческие районы Сибири размещались все же на путях первых землепроходцев. Это Верхнетуринск, Тюмень, Тобольск, Туринск. На эти четыре уезда в начале XVIII века приходилось 75 % всех крестьянских хозяйств. Значительно позже началось заселение по рекам Вагаю, Ишиму, Пышме и Миассу.

Таким образом, к началу XVIII века земледелие для сибиряков перестает быть сопутствующим занятием, а для большинства переселенцев становится основным и главным. Сибирь смогла сама себя обеспечить хлебом. В 1685 г. с поморских городов была снята повинность поставлять в Сибирь хлебные припасы, что делалось на протяжении целого столетия.



§ 4. Охотники-промысловики


Наряду с хлебопашеством русские переселенцы занимались и пушным промыслом, добывая соболя и иных ценных зверей - белку, куницу. Но соболь пользовался особым приоритетом.

Обычно русские охотники сбивались в небольшие артели и промышляли совместно, но были и одиночки, которые не хотели от кого-либо зависеть и уходили в тайгу надеясь на собственную удачу.

В Мангазейском уезде в XVII веке охотников-промысловиков было больше, чем служилых людей. Чуть ли не каждый желал заняться прибыльным промыслом и разбогатеть в короткий срок. Но это непростое дело требовало не только определенных навыков, но и материального обеспечения. Поэтому богатые имущие люди стали нанимать охотников-одиночек и даже целые артели-ватаги для промысла пушного зверя. Таких нанимаемых на сезон охотников называли "покручениками" - от слова "покрутиться", поохотиться один или несколько сезонов. Наниматель выдавал "покрученику" орудия лова, съестные припасы, одежду и обувь. Взамен тот должен был расплатиться со своим хозяином добытой пушниной, отдавая ему две трети добычи.

В "покрученики" нанимались только русские люди, которые, придя в Сибирь, остались без заработка и по какой-то причине не осели хозяйствовать на земле. При этом нанимаемый охотник на срок найма становился как бы крепостным своего хозяина.

В результате к середине XVII века сбор пушнины от русских охотников стал больше, чем от сбора ясака. В Мангазейском уезде ясак составлял лишь 10 % от общего числа собираемой в казну пушнины.

Массовое истребление соболя не замедлило сказаться на его поголовье, и уже в первой половине XVII столетия он был почти весь выбит в Енисейском уезде и в Якутии. В 1684 г. издается даже указ о запрещении охоты на соболя.

Рыбным промыслом русские переселенцы занимались не менее активно, но огромная протяженность сибирских рек гарантировала сохранность рыбных запасов на многие годы. Рыбой питались сами и кормили ей собак, что было весьма важно при отсутствии стабильных хлебных поставок. При этом русские поселенцы применяли способ лова рыбы, которым пользовалось русское население в средней полосе России (неводом, бреднем), что для коренного населения Сибири было не характерно. Создавались промысловые артели, поставляющие в города и остроги сушеную рыбу.



Из грамоты тюменскому воеводе о приборе "охочих" людей на государеву пашню.[1661-1663 гг.]


[...] Великого государя и благоверного царевича на пашню охочих людей на подмогу и на льготные лета назвать, а подможные деньги тем крестьянином присылать в те слободы и деревни с Тюмени, как о тех подможных деньгах к тебе отпишут, а семенной хлеб на ссуду новым крестьяном велеть давать в тех деревнях, где их приберут, и с тамошния пахоты. И приказщиков во всех в пашенных деревнях Тюменского уезда велеть устроити, выбрав из тюменских из лутчих людей ково будет пригоже, чтоб кому пашня была за обычей, и наказы им давати, как великих государей пашню пахать и пашенных крестьян ведать, и велеть и тем приказщиком над пашенными крестьяны великого государя и государя благоверного царевича пашню надзирать почасту, чтобы те крестьяне великих государей пашню пахали всю сполна без недопашки, а зернью б не играли и никаким воровством не воровали и с Тюмени и ис Тюменского уезду из слобод и деревень к Руси и никуды не бегали, и вором бы к ним приходу и приезду не было, и жили б оне на Тюмени и Тюменского уезду в слободах и деревнях себе проча пашни на себя пахали перед прежней слишком и дворами б своими и всяким заводом строились, а для береженья от воровства и от побегу велеть выбрать ис тех же крестьян в старосты и целовальники и в десятцкие лутчих людей и приказывать над крестьяны смотреть и беречь накрепко и ото всякого их воровства и от побегу унимать, а за кем сведают какое воровство или побег и старостам и целовальникам и десятцким велети сказывати приказщиком, а приказщиком, про то сыскивая, чинить тем крестьяном за воровство и за побег наказанье и давать их во всяком воровстве и в побеге на крепкие поруки с записями.

А сколько на Тюмени и Тюменского уезду в слободах и деревнях на пашенных крестьян пашни прибавят и вновь пашенных крестьян на льготные лета или на подмогу привезут, и о том велеть из тех слобод приказщиком писать и росписи присылать к тебе на Тюмень [...]

ГАТО, ф. 47, д. 274, л, 1.


1. Перечислите круг обязанностей сибирского воеводы.

2. Напишите дома сочинение на тему: "Один день сибирского воеводы" или "Встреча в Тобольске иностранных послов".

3. Покажите на карте, где находилось Джунгарское ханство.

4. Из каких районов России шло главным образом переселение крестьян в Сибирь?

5. В чем заключались трудности хлебопашества в Западной Сибири?

6. Какие злаковые культуры выращивались в Сибири?

7. Занималось ли хлебопашеством коренное население Сибири?

8. Опишите и подберите открытки или репродукции пушных зверей, которые водятся в нашем крае.

9. Опишите способы добычи с помощью различных приспособлений таких зверей как соболя, лису, куницу, бобра, колонка, барсука и др.

10. С помощью каких орудий лова добывают в Сибири рыбу? Какие породы рыб вам известны?


[Оглавление]
Главы: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18]
[Смотреть картинки]